SPQR

Автор Demetrius, 21.12.2020, 21:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Demetrius

Цитата: Елена Степанова от 29.12.2020, 10:21Там и не говорится о прото-армянах. К тому же датировки изучались не в Армении:Ссылка та же.


Цитата: Елена Степанова от 29.12.2020, 10:27А потом, не только это. Есть ещё артефакты из других мест раскопок.  Тоже Армения. Рядом.
https://vstrokax.net/armeniya/desyat-drevneyshih-v-mire-veshhey-iz-armenii/
И Ной был армянином. :D
Министерство Пространства и Времени

Demetrius

Цитата: Елена Степанова от 29.12.2020, 11:09Всё может, быть. Но дети рождались)))https://litvek.com/br/353099?p=29
 ;)
Не понял, из чего следует, что "дети рождались"?
Очевидно, что это захоронения женщин высокого социального статуса. И поэтому захоронены они по высшему разряду- как воины. Все остальное домыслы.
Министерство Пространства и Времени

Сергей В.

Цитата: Елена Степанова от 29.12.2020, 10:21Там и не говорится о прото-армянах. К тому же датировки изучались не в Армении:
Там все время говорится об армянах и о том, как их все недооценивают.
Цитата: Елена Степанова от 29.12.2020, 10:21По этому поводу профессор Пенсильванского университета, археолог Мишель Ротман, который участвует в раскопках Шенгавита, заявил, что все полученные данные позволяют предполагать, что приблизительно в 3 тыс. до н.э. культура древней Армении распространилась по миру.
Мы же не зря с Дмитрием обсуждали вопрос древности армян. Об армянском государстве ранее 5 в. днэ никто и слыхом не слыхивал, а объявилось оно на месте знаменитого Урарту, которое появилось примерно в начале 1 тысячелетия. Т.е. армяне на армянском нагорье пришлые, все, что там ранее 5-6 в. днэ не имеет к ним отношения.
Последние удила раскопали в Мецаморе. Мецамор варварски раскопал невежда, неуч К.Мкртчян. Есть там, к сожалению, такая категория ученых, которых истина волнует в последнюю очередь. Пример: шлаки и древность в 5 тыс-я днэ это чудо обнаружило спустя 2(!)  часа после первого приезда, за 2 часа. А когда ему свои или, например, крупнейший наш урартист Б.Б.Пиотровский указывали, что клинопись там и поселение типично урартские, то бежал в республиканские партийные органы. Сам об этом пишет, можете убедиться: https://vstrokax.net/avtorskaya-kolonka/meczamor-est-istoriya-hajasa/ Таких там много, и все куда-то какие-то образцы на анализ отдавали.
По вашей ссылке еще про приручение лошадей там 6 тыс. лет назад есть. Это невероятно - по историческим меркам армянское нагорье совсем рядом с густонаселенной Анатолией и древними Персией, Египтом, Вавилоном, Ассирией. А египтяне, например, о лошадях узнали лишь столкнувшись с гиксосами, до того пользовались лишь ослами.
 

Demetrius

Цитата: Сергей В. от 30.12.2020, 18:20Об армянском государстве ранее 5 в. днэ никто и слыхом не слыхивал,
Разве что, у "армянского радио" какая-то эксклюзивная информация есть? :)
Министерство Пространства и Времени

Сергей В.

#109
Цитата: Demetrius от 31.12.2020, 04:31Разве что, у "армянского радио" какая-то эксклюзивная информация есть? :)
Есть! Помните, на тайне мы обсуждали неолитический храмовый комплекс Гебекли-тепе с центральным сооружением в виде цирка возрастом в 12 тыс. лет на ю-в Турции близ сирийской границы:

Так вот теперь он армянский и называется Портасар, не перепутайте! ;D
https://vstrokax.net/avtorskaya-kolonka/zagadka-portasar-i-falsifikatsii-turok/

Елена Степанова

Цитата: Сергей В. от 30.12.2020, 18:20https://vstrokax.net/avtorskaya-kolonka/meczamor-est-istoriya-hajasa/ Таких там много, и все куда-то какие-то образцы на анализ отдавали.
Это вообще какой-то бред. Про армян, как таковых и их предков, я и не думала))) А оно вона как!
Но, что касается лошадей, то они пошли именно с Кавказа - не с Турции, правда не 6000 лет назад , немного позже.
ЦитироватьПервые домашние лошади появились в Причерноморских степях, доказали ученые

ИА Красная Весна
Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/news/12fc3482

Елена Степанова

Цитата: Demetrius от 30.12.2020, 00:15Не понял, из чего следует, что "дети рождались"?
Очевидно, что это захоронения женщин высокого социального статуса. И поэтому захоронены они по высшему разряду- как воины. Все остальное домыслы.
Из того, что существовали они не один жизненный цикл человека)))  ;D

Елена Степанова

Цитата: Сергей В. от 30.12.2020, 18:20Там все время говорится об армянах и о том, как их все недооценивают.
Вот Вам Вологодчина, если что.

http://archeologyvo.ru/zheleznyiy-vek/И это уже не савроматы))) ;D

Сергей В.

Цитата: Елена Степанова от 31.12.2020, 14:43Но, что касается лошадей, то они пошли именно с Кавказа - не с Турции, правда не 6000 лет назад , немного позже.
Я уточню: предок домашней лошади это тарпан, родина которого степи и лесостепи от Урала до Паннонии, а не Кавказ. Одомашнивание его и селекция начинались и заканчивались в нескольких местах - в степях северного Казахстана (ботайская культура) и на южном Урале (культура, связанная с Аркаимом). Но генетически это не современная лошадь и для верховой езды она не применялась, от нее остались одичавшие лошади Пржевальского. Наша лошадь одомашнена примерно 2,5 тыс. лет днэ где-то в причерноморских или приволжских степях и оттуда примерно 2000 лет днэ приведена по дербентскому проходу в Персию и Закавказье, где ее приспособили для боевых колесниц и легких двухколесных повозок. Ездить же на лошади верхом стали на тысячу лет позже в Ассирии используя подпруженую попону, а в 7 в.днэ плоское седло, причем вероятней всего его переняли у скифов. Жесткое седло со скобой для посадки на лошадь это Китай, начало 4 в. н.э., жесткое седло со стременами изобрели азиатские кочевники в конце 4 в. После применения римлянами жесткого седла "с 4 рогами" в конце 1 в. н.э. там стала возможной кавалерия.
https://nomadica.ru/biblioteka/se_84_6_vanshtein.html

Елена Степанова

ЦитироватьБОЕВЫЕ НАГРАДЫ РИМСКИХ ЛЕГИОНЕРОВ ЭПОХИ ПРИНЦИПАТА
Во вре­ме­на Рес­пуб­ли­ки у рим­лян суще­ст­во­ва­ли сле­дую­щие виды воз­на­граж­де­ния отли­чив­ших­ся в бою вои­нов: денеж­ная пре­мия, боль­ший по срав­не­нию с осталь­ны­ми раз­мер добы­чи, тро­феи в виде ору­жия и укра­ше­ний с повер­жен­ных про­тив­ни­ков, а так­же do­na mi­li­ta­ria — осо­бые зна­ки воин­ско­го отли­чия1. Награ­ды послед­не­го типа рас­про­стра­ня­ют­ся, в основ­ном, после воен­ной рефор­мы Гая Мария. Фено­мен do­na mi­li­ta­ria наряду с воз­ник­шей в то же вре­мя про­бле­мой вете­ран­ско­го воз­на­граж­де­ния свиде­тель­ст­ву­ет, на наш взгляд, о зарож­де­нии в среде воен­ных про­фес­сио­на­лиз­ма. Для сол­дат все боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ли оцен­ка их заслуг не граж­дан­ским кол­лек­ти­вом в целом, а сослу­жив­ца­ми и коман­до­ва­ни­ем в спе­ци­фи­че­ских, понят­ных преж­де все­го вои­нам фор­мах. Пре­стиж­ная цен­ность бое­вых наград в пред­став­ле­нии леги­о­не­ра пре­вы­ша­ла их денеж­ную сто­и­мость. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны был сле­дую­щие типы do­na mi­li­ta­ria: вен­ки раз­лич­ных сте­пе­ней досто­ин­ства (co­ro­nae), флаж­ки (ve­xil­la), осо­бые копья, не при­ме­няв­ши­е­ся в бою (has­ta pu­ra), оже­ре­лья (tor­ques), брас­ле­ты (ar­mil­lae), меда­ли (pha­le­rae). Ни в одной армии древ­не­го мира не суще­ст­во­ва­ло столь раз­ви­той систе­мы бое­вых наград, как у рим­лян.

С уста­нов­ле­ни­ем Импе­рии и завер­ше­ни­ем про­цес­са про­фес­сио­на­ли­за­ции армии награ­ды ста­ли делить­ся на офи­цер­ские и сол­дат­ские. За ред­ки­ми исклю­че­ни­я­ми, вен­ки, флаж­ки, копья ста­но­вят­ся офи­цер­ски­ми награ­да­ми. Круг сол­дат­ских наград огра­ни­чи­ва­ет­ся оже­ре­лья­ми, брас­ле­та­ми и меда­ля­ми2. Оже­ре­лья и брас­ле­ты извест­ны как воин­ские укра­ше­ния и сим­во­лы знат­но­сти у неко­то­рых индо­ев­ро­пей­ских наро­дов: ски­фов, кель­тов и т. д. У рим­лян они вхо­дят в оби­ход, ско­рее все­го, в резуль­та­те войн с гал­ла­ми, пер­во­на­чаль­но как вид воен­но­го тро­фея. Одна­ко, если про­тив­ни­ки рим­лян носи­ли оже­ре­лья на шее, а брас­ле­ты — на запя­стьях рук, то рим­ские сол­да­ты кре­пи­ли их при помо­щи спе­ци­аль­ных кожа­ных петель на нагруд­ную часть пан­ци­ря3. С нача­ла Импе­рии оже­ре­лья и брас­ле­ты вру­ча­лись отли­чив­шим­ся вои­нам от рядо­во­го до цен­ту­ри­о­на обыч­но пара­ми и часто одно­вре­мен­но: и оже­ре­лья, и брас­ле­ты. Изготов­ля­лись эти награ­ды из раз­лич­ных метал­лов, покры­ва­лись сереб­ром и золо­том. Позо­ло­чен­ные награ­ды счи­та­лись более почет­ны­ми. Отсут­ст­во­вал еди­ный дизайн изготов­ле­ния исполь­зо­вав­ших­ся в каче­стве do­na mi­li­ta­ria оже­ре­лий и брас­ле­тов. Архео­ло­гам эти награ­ды прак­ти­че­ски не попа­да­ют­ся, и судить о их внеш­нем виде мож­но толь­ко по изо­бра­же­ни­ям на сол­дат­ских над­гро­би­ях. Извест­но чуть более трид­ца­ти памят­ни­ков со всей терри­то­рии Рим­ской импе­рии, где изо­бра­же­ны do­na mi­li­ta­ria4. На них мож­но наблюдать как замкну­тый, так и не замкну­тый тип оже­ре­лья. Сре­ди брас­ле­тов пре­об­ла­да­ли плос­кие, широ­кие, лишен­ные каких бы то ни было укра­ше­ний, хотя попа­да­лись и укра­шен­ные т. н. «зме­и­ным» рисун­ком. Как инди­виду­аль­ные награ­ды do­na mi­li­ta­ria вру­ча­лись толь­ко вои­нам, обла­дав­шим пра­ва­ми рим­ско­го граж­дан­ства. Извест­ны слу­чаи, когда почет­ны­ми оже­ре­лья­ми и брас­ле­та­ми награж­да­лись целые воин­ские части, при­чем и из вспо­мо­га­тель­ных войск, состо­яв­ших обыч­но из неграж­дан. Макет награ­ды при­креп­лял­ся к зна­ме­ни воин­ско­го под­разде­ле­ния, а сам факт награж­де­ния отра­жал­ся в его назва­нии. Так, напри­мер, неко­то­рые кон­ные и пехот­ные части из чис­ла вспо­мо­га­тель­ных войск носи­ли титул Tor­qua­ta или Ar­mil­la­ta.

В эпо­ху ран­не­го прин­ци­па­та рим­ские вои­ны одно­вре­мен­но с награж­де­ни­ем оже­ре­лья­ми и брас­ле­та­ми часто отме­ча­лись меда­ля­ми. Меда­ли (pha­le­rae) как знак воин­ско­го отли­чия извест­ны у рим­лян с нача­ла Рес­пуб­ли­ки, одна­ко награж­да­лись ими пер­во­на­чаль­но толь­ко кон­ни­ки. В пери­од позд­ней Рес­пуб­ли­ки меда­ли ста­но­вят­ся награ­дой и для леги­о­не­ров — пехо­тин­цев. Наи­бо­лее извест­ны метал­ли­че­ские — чаще брон­зо­вые и покры­тые сереб­ром или позо­ло­той — меда­ли. Боль­ше все­го их обна­ру­же­но на Рейне, где в пер­вой поло­вине I века рас­по­ла­га­лась наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ная груп­пи­ров­ка рим­ских войск. Науч­ное изу­че­ние метал­ли­че­ских меда­лей нача­лось в середине XIX века5. Рим­ские метал­ли­че­ские меда­ли пред­став­ля­ют собой боль­шие и малень­кие дис­ки, раз­но­об­раз­ные по оформ­ле­нию. Извест­ны глад­кие и плос­кие фале­ры, а так­же с шишеч­кой в цен­тре и с рас­хо­дя­щи­ми­ся от него кон­цен­три­че­ски­ми кру­га­ми. Такие меда­ли порой труд­но отли­чить от похо­жих на них бля­шек, укра­шав­ших пор­ту­пею сол­дат и кон­скую упряжь6. На меда­лях изо­бра­жа­лись так­же голо­вы богов, духов под­зе­ме­лья, птиц, львов7. Наи­бо­лее популяр­ны­ми были изо­бра­же­ния Гор­го­ны Меду­зы. Судя по изо­бра­же­ни­ям на сол­дат­ских памят­ни­ках, метал­ли­че­ские меда­ли выда­ва­лись леги­о­не­рам не по одной, как при­ня­то в совре­мен­ных арми­ях, а целы­ми набо­ра­ми из 5, 7, 9 штук. У рим­ских меда­лей не было коло­док. Раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми они, часто раз­ные по вели­чине и рисун­ку, кре­пи­лись к кожа­ным рем­ням, кото­рые, в свою оче­редь, соеди­нен­ные вме­сте напо­до­бие пор­ту­пеи, через голо­ву оде­ва­лись поверх доспе­хов.

Менее рас­про­стра­не­ны были меда­ли из стек­ла, чаще все­го, тем­но-сине­го цве­та. В насто­я­щее вре­мя они извест­ны в коли­че­стве чуть более 70 экзем­пля­ров8. Боль­шин­ство стек­лян­ных меда­лей име­ет диа­метр 37—42 мм9. Извест­ные уче­ным с XIX века, они дале­ко не все­ми спе­ци­а­ли­ста­ми вос­при­ни­ма­лись как do­na mi­li­ta­ria. Дело в том, что стек­лян­ные фале­ры архео­ло­гам все­гда попа­да­лись пооди­ноч­ке, тогда как рим­ские воен­ные меда­ли по мне­нию уче­ных, при­вык­ших к do­na mi­li­ta­ria из метал­ла, долж­ны быть в ком­плек­те из 5, 7, 9 штук. То обсто­я­тель­ство, что стек­лян­ные меда­ли дол­го попа­да­лись архео­ло­гам без рам­ки и кре­пеж­но­го меха­низ­ма, поз­во­ля­ло счи­тать их раз­но­вид­но­стью гемм. Кро­ме того, наряду с ико­но­гра­фи­че­ски­ми сюже­та­ми, типич­ны­ми для фалер из метал­ла: гор­го­на­ми, боже­ства­ми из раз­ряда dii mi­li­ta­res — Вик­то­ри­ей, Гер­ку­ле­сом и т. д., на боль­шин­стве стек­лян­ных меда­лей изо­бра­же­ны не встре­чав­ши­е­ся до того на воен­ных награ­дах муж­ские голов­ные порт­ре­ты, ино­гда — в сопро­вож­де­нии детей, изред­ка — оди­ноч­ные жен­ские голов­ные порт­ре­ты. Сопо­став­ле­ние этих изо­бра­же­ний с ико­но­гра­фи­ей рим­ских гемм и монет, а так­же скульп­тур­ных порт­ре­тов не остав­ля­ет сего­дня сомне­ний в право­те выдаю­ще­го­ся гер­ман­ско­го зна­то­ка рим­ско­го искус­ства Л. Кур­ци­у­са, впер­вые пред­по­ло­жив­ше­го, что это — порт­ре­ты реаль­ных людей с явно выра­жен­ны­ми инди­виду­аль­ны­ми чер­та­ми10. Визу­аль­ные изо­бра­же­ния импе­ра­то­ров и чле­нов их фами­лий широ­ко исполь­зо­ва­лись в раз­ви­той дина­сти­че­ской про­па­ган­де I в. н. э.11. Вслед за А. Аль­фель­ди мно­гие уче­ные сего­дня пола­га­ют, что на стек­лян­ных фале­рах изо­бра­жа­лись импе­ра­то­ры и наслед­ные прин­цы из дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев с сыно­вья­ми, изред­ка — их жены12. А. Аль­фель­ди один из пер­вых пред­по­ло­жил, что стек­лян­ные фале­ры — раз­но­вид­ность do­na mi­li­ta­ria, кре­пив­ши­е­ся, веро­ят­но, к пан­ци­рю посред­ст­вом метал­ли­че­ской рам­ки с застеж­кой, при­креп­ля­е­мой на кожа­ные рем­ни пор­ту­пеи13. В середине 70-х гг. догад­ка А. Аль­фель­ди была бле­стя­ще под­твер­жде­на юго­сла­вом Б. Ила­ко­ва­цем и швей­цар­цем Г. Юке­ром, на осно­ва­нии обна­ру­жен­ных фраг­мен­тов рекон­струи­ро­вав­ших меха­низм креп­ле­ния стек­лян­ных фалер к пан­ци­рю14. Наи­бо­лее часто на стек­лян­ных фале­рах изо­бра­жа­лись пооди­ноч­ке или с сыно­вья­ми импе­ра­то­ры Тибе­рий, Клав­дий, а так­же Гер­ма­ник — вид­ный пол­ко­во­дец, люби­мец рейн­ских леги­о­нов, наме­чав­ший­ся, если бы не его вне­зап­ная кон­чи­на, в пре­ем­ни­ки Тибе­рия15. Един­ст­вен­ной из жен­щин импе­ра­тор­ской фами­лии удо­сто­и­лась изо­бра­же­ния на воен­ных меда­лях Агрип­пи­на Стар­шая — жена Гер­ма­ни­ка и мать Гая Кали­гу­лы, очень популяр­ная в армии и в восточ­ных про­вин­ци­ях, счи­тав­ша­я­ся вопло­щен­ным иде­а­лом пат­ри­ци­ан­ской мат­ро­ны16.

В кон­це XIX века фран­цуз­ский зна­ток антич­ной торев­ти­ки М. Бабе­лон опуб­ли­ко­вал ката­лог камей из собра­ния Париж­ской Нацио­наль­ной биб­лио­те­ки, в кото­ром несколь­ко гемм из полу­дра­го­цен­ных кам­ней он на осно­ва­нии обна­ру­жен­ных на их тыль­ной сто­роне пере­кре­щи­ваю­щих­ся кана­лов опре­де­лил как воин­ские меда­ли эпо­хи ран­ней Рим­ской импе­рии17. По мне­нию М. Бабе­ло­на, на этих гем­мах были изо­бра­же­ны Гор­го­ны. Пред­по­ло­же­ние М. Бабе­ло­на, обна­ру­жив­ше­го еще один тип рим­ских воин­ских меда­лей, дол­го игно­ри­ро­ва­лось спе­ци­а­ли­ста­ми. Меж­ду тем, актив­ная работа по пуб­ли­ка­ции ката­ло­гов антич­ной торев­ти­ки из евро­пей­ских музеев, раз­вер­нув­ша­я­ся в 1960—70-х гг., под­твер­ди­ла суще­ст­во­ва­ние очень неболь­шой груп­пы рим­ских фалер из полу­дра­го­цен­ных кам­ней (хал­цедо­на, ага­та, сар­до­ник­са, топа­за, уль­тра­ма­ри­на), изо­бра­жав­ших, глав­ным обра­зом, пер­сон из импе­ра­тор­ско­го дома Юли­ев-Клав­ди­ев18. На неко­то­рых гем­мах сохра­ни­лись фраг­мен­ты метал­ли­че­ской опра­вы. Мож­но пред­по­ло­жить, что у камен­ных фалер были раз­ные спо­со­бы креп­ле­ния: инди­виду­аль­ный, ана­ло­гич­ный имев­ше­му­ся у стек­лян­ных меда­лей, и посред­ст­вом про­пус­ка­ния кожа­ных ремеш­ков через сквоз­ные отвер­стия в тыль­ной сто­роне, подоб­но фале­рам из метал­ла. Круг­лые или оваль­ные по фор­ме гем­мы-фале­ры колеб­лют­ся в диа­мет­ре от 15 до 60 мм. В кон­це 1980-х гг. веду­щий рос­сий­ский спе­ци­а­лист по антич­ной торев­ти­ке О. Я. Неве­ров пред­по­ло­жил суще­ст­во­ва­ние еще одной раз­но­вид­но­сти рим­ских камен­ных фалер — с изо­бра­же­ни­ем т. н. «Аму­ров» — на осно­ва­нии ана­ли­за двух гемм из собра­ния Петер­бург­ско­го Эрми­та­жа19. Стиль изо­бра­же­ния «Аму­ра» на них еди­но­об­ра­зен: луно­по­доб­ное лицо сим­па­тич­но­го мало­лет­не­го ребен­ка с харак­тер­ной косич­кой, спу­щен­ной с теме­ни на лоб. Гем­мы с «Аму­ра­ми» из Эрми­та­жа име­ли на тыль­ной сто­роне пере­се­каю­щи­е­ся сквоз­ные кана­лы, ана­ло­гич­ные имев­шим­ся у неко­то­рых камен­ных меда­лей. О. Я. Неве­ров пред­ло­жил инте­рес­ную интер­пре­та­цию изо­бра­же­ния «Аму­ра» на воен­ной меда­ли. Соглас­но точ­ке зре­ния О. Я. Неве­ро­ва, в каче­стве «Аму­ра» на этих фале­рах изо­бра­жен Гай — умер­ший в мало­лет­стве сын Гер­ма­ни­ка и Агрип­пи­ны Стар­шей, стар­ший брат буду­ще­го импе­ра­то­ра — тоже Гая — Кали­гу­лы20. Ана­ло­гич­ные гем­мы с «Аму­ра­ми», как спра­вед­ли­во обра­тил вни­ма­ние О. Я. Неве­ров, нахо­дят­ся в собра­нии Париж­ской Нацио­наль­ной биб­лио­те­ки21. Уже после пуб­ли­ка­ции Неве­ро­ва подоб­ную камен­ную гем­му так­же с кре­сто­об­раз­ны­ми следа­ми креп­ле­ния на тыль­ной сто­роне, хра­ня­щу­ю­ся в Кра­ков­ском Нацио­наль­ном музее, опуб­ли­ко­вал Й. Сли­ва22. Поль­ский иссле­до­ва­тель счи­та­ет гем­му из Кра­ков­ско­го музея рим­ской сол­дат­ской меда­лью и при­ни­ма­ет неве­ров­скую интер­пре­та­цию изо­бра­жен­но­го на ней «Аму­ра». В 1990 году при рас­коп­ках позд­не­гляде­нов­ско­го нек­ро­по­ля Мок­и­но в окрест­но­стях Пер­ми архео­ло­ги Перм­ско­го госу­ни­вер­си­те­та в захо­ро­не­нии, хра­ня­щем следы сар­мат­ско­го вли­я­ния, нашли хал­цедо­но­вую гем­му с изо­бра­же­ни­ем «Аму­ра» и пере­се­каю­щи­ми­ся крест-накрест кана­ла­ми на тыль­ной сто­роне23. О. Я. Неве­ров, осмот­рев­ший наход­ку перм­ских архео­ло­гов, при­знал ее рим­ской фале­рой, ана­ло­гич­ной хра­ня­щим­ся в Эрми­та­же. Не каса­ясь здесь дис­кус­сии о путях про­ник­но­ве­ния антич­ной гем­мы на Урал24, мы пред­по­ла­га­ем, что серия камен­ных меда­лей с «Аму­ра­ми» (см. ката­лог) была изготов­ле­на в прав­ле­ние импе­ра­то­ра Гая Кали­гу­лы для награж­де­ния участ­ни­ков гер­ман­ско­го похо­да 39 г. н. э. Стре­мясь укре­пить пошат­нув­шу­ю­ся лояль­ность рейн­ских леги­о­нов, прин­цепс при­ка­зал изо­бра­зить на меда­лях, вру­чае­мых участ­ни­кам пере­пра­вы через Рейн, поми­мо сво­его, порт­ре­ты популяр­ных в гер­ман­ской груп­пе войск сво­их роди­те­лей — Гер­ма­ни­ка и Агрип­пи­ны25, а так­же, по наше­му мне­нию, — умер­ше­го в ран­нем дет­стве бра­та — тез­ки импе­ра­то­ра.

Выпуск в каче­стве воен­ных наград стек­лян­ных и камен­ных меда­лей с изо­бра­же­ни­я­ми чле­нов импе­ра­тор­ской фами­лии харак­те­рен толь­ко для пери­о­да прав­ле­ния Авгу­ста и дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев (14—68 гг. н. э.), когда еще не были забы­ты рес­пуб­ли­кан­ские тра­ди­ции и не был выра­ботан прин­цип пре­сто­ло­на­сле­до­ва­ния. Под­дан­ни­че­ская пси­хо­ло­гия в наи­бо­лее зна­чи­мых с точ­ки зре­ния опо­ры пра­вя­ще­го режи­ма соци­аль­ных сло­ях еще толь­ко фор­ми­ро­ва­лась, а пото­му каж­до­му ново­му импе­ра­то­ру при­хо­ди­лось заво­е­вы­вать популяр­ность, опи­ра­ясь на тра­ди­ци­он­ный инсти­тут патро­на­та и кли­ен­те­лы, а так­же на тес­но свя­зан­ный с ним меха­низм дина­сти­че­ской про­па­ган­ды. Бое­вые награ­ды вру­ча­лись леги­о­не­рам чаще все­го от лица импе­ра­то­ров, реже — от име­ни пол­ко­вод­цев, при­над­ле­жа­щих к импе­ра­тор­ской фами­лии, таких, как Тибе­рий и Гер­ма­ник в прав­ле­ние Авгу­ста, в еди­нич­ных слу­ча­ях — от лица вое­на­чаль­ни­ков, удо­сто­ен­ных три­ум­фаль­ных отли­чий, как было во вре­ме­на Авгу­ста26. Обык­но­вен­но награ­ды выда­ва­лись по слу­чаю побед­ных ком­па­ний, удо­сто­ен­ных три­ум­фа. В сол­дат­ских эпи­та­фи­ях, как пра­ви­ло, ука­зы­ва­ет­ся, какой имен­но импе­ра­тор удо­сто­ил леги­о­не­ра награ­ды и за какую вой­ну. Порой авто­ры тек­стов эпи­та­фий шли на нару­ше­ние dam­na­tio me­mo­riae, уве­ко­ве­чи­вая в камне имя офи­ци­аль­но под­верг­ну­то­го забве­нию того или ино­го пра­ви­те­ля, как было, напри­мер, с Доми­ци­а­ном. Похо­же, что факт награж­де­ния не ока­зы­вал зна­чи­тель­но­го вли­я­ния на даль­ней­шую карье­ру леги­о­не­ров, и это было оче­вид­ной сла­бо­стью рим­ской наград­ной систе­мы. Метал­ли­че­ские меда­ли в каче­стве do­na mi­li­ta­ria для леги­о­не­ров от рядо­во­го до цен­ту­ри­о­на исполь­зо­ва­лись до нача­ла II века, а затем они ста­ли чисто цен­ту­ри­он­ской награ­дой.

Эпо­ха Анто­ни­нов (II век) — пери­од посте­пен­но­го вытес­не­ния do­na mi­li­ta­ria, вклю­чая брас­ле­ты и оже­ре­лья, чисто мате­ри­аль­ны­ми мето­да­ми сти­му­ли­ро­ва­ния отли­чив­ших­ся вои­нов: денеж­ной пре­ми­ей, уве­ли­че­ни­ем про­дук­то­во­го пай­ка, допол­ни­тель­ным уволь­не­ни­ем и т. д. В эпо­ху Севе­ров — пери­од важ­ных реформ в рим­ской армии — do­na mi­li­ta­ria исче­за­ют окон­ча­тель­но. Одной из основ­ных при­чин отка­за от do­na mi­li­ta­ria явля­ет­ся про­вин­ци­а­ли­за­ция леги­о­нов. Служ­ба в леги­о­нах к тому вре­ме­ни ста­ла уде­лом сол­дат­ских сыно­вей и жите­лей при­ле­гаю­щих к лиме­су терри­то­рий. Для них рес­пуб­ли­кан­ские воен­ные тра­ди­ции, рас­счи­тан­ные на уро­жен­цев Рима и Ита­лии, были уже без­услов­но чуж­ды, чего, впро­чем, нель­зя ска­зать об антич­ной идео­ло­гии в целом. Кро­ме того, в тече­ние II века посте­пен­но сти­ра­лась раз­ни­ца в соци­аль­ном соста­ве леги­о­не­ров и сол­дат вспо­мо­га­тель­ных войск. К нача­лу воен­ных реформ Сеп­ти­мия Севе­ра вспо­мо­га­тель­ные вой­ска почти цели­ком наби­ра­лись из рим­ских граж­дан, а пото­му отпа­ла необ­хо­ди­мость под­чер­ки­вать спе­ци­аль­ны­ми награ­да­ми осо­бый ста­тус леги­о­не­ров. Со вре­ме­ни Мар­ко­ман­ских войн Мар­ка Авре­лия леги­о­ны начи­на­ют терять поло­же­ние основ­но­го рода импе­ра­тор­ской армии, испы­ты­вая воз­рас­таю­щую кон­ку­рен­цию со сто­ро­ны вспо­мо­га­тель­ных войск.
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1406486065

Фалера

Demetrius

Цитата: Елена Степанова от 31.12.2020, 14:49Из того, что существовали они не один жизненный цикл человека)))  ;D
Кто?
Министерство Пространства и Времени

Елена Степанова

Цитата: Demetrius от 01.01.2021, 03:09Кто?
Савроматы, где были женщины-воительницы. Нет данных, что они не размножались. А вот могила, где похоронена женщина и девочка, косвенно указывает на кровную связь между ними.

Елена Степанова

Сергей В, может, Вам пригодится? Вообще очень интересный сайт. Сижу, читаю. Посмотрите, пожалуйста.
ЦитироватьПерсидская хромированная сталь оказалась на 1000 лет старше европейской

https://nplus1.ru/news/2020/09/25/chrome-steel

Demetrius

Цитата: Елена Степанова от 01.01.2021, 11:24Савроматы, где были женщины-воительницы. Нет данных, что они не размножались. А вот могила, где похоронена женщина и девочка, косвенно указывает на кровную связь между ними.
Нет данных, что все савроматки были "воительницами". Более того, нет данных, что воинские атрибуты при захоронении указывают на их прижизненные занятия.
На мой взгляд, возможно два рациональных объяснения данному явлению.
1. Женщин высокого социального статуса хоронили по максимально высокому разряду- воинскому.
2. Эти "воительницы"- результат какого-то религиозного движения. Ведь о духовной жизни скифо-сарматских кочевников мы знаем очень мало. Но зато известно, что истоки средневекового европейского рыцарства лежат в воинской культуре сарматов. Если кому интересно, могу дать ссылку на книгу, в которой данный тезис обосновывается глубоко и всесторонне. И вот в этих дамах мне видится нечто вроде "рыцарей-монахов", только женского пола.
Сергей считает, что за копье и меч женщин заставлял браться недостаток демографических ресурсов. Допустим, что это так. Но практиковаться подобное могло только в исключительных случаях. Если женщины станут постоянно заниматься скачками и битвами, но демографические ресурсы очень быстро дойдут до состояния коллапса. Между тем, "воительницы" присутствуют на всех этапах сарматской истории.
Ну а "пережитки матриархата" как объяснение- это вообще ни о чем. Помимо сомнительности существования стадии матриархата в истории человечества, те, кто говорит о его "пережитках" у сарматов, забывают даже о том, что это такое, и не могут объяснить, откуда эти пережитки взялись среди сарматов.
Министерство Пространства и Времени

Demetrius

Цитата: Сергей В. от 29.12.2020, 10:16Непростой это вопрос: Албания это романизированное название государственного образования кавказоидных племен нахско-лезгинской группы на левом берегу течения Куры после впадения в нее Алазани. С севера прикрывалась ГКХ, на востоке пыталась контролировать дербентский проход, на юго-западе граничила с Арменией, от которой в 3 в. приняла христианство; на юго-востоке с сасанидской Персией. Столица Кабала/Хабала/Габала, с 4 в. включала в себя и часть куро-аракского междуречья, включая т.н. Арцах и Утик, с переносом столицы в Партав, ныне г.Барда(90 км по прямой на ю-з). Со второй половины 5 в. данник Сасанидов, но епархиально подчинялась Эчмиадзину с соответствующим культурным влиянием. Так что правы тут все кроме тюрков, ибо к их приходу Албании уже фактически не существовало. Цивилизационно ничем особым не отличалась, стратегия оборонительная, ситуационно хапнула кусок разваливающейся Великой Армении в конце 4 в. Интересно, что к тому времени имела свой, отличавшийся от армянского алфавит, письменных памятников на котором не сохранилось.
Цитата: Сергей В. от 29.12.2020, 10:16епархиально подчинялась Эчмиадзину с соответствующим культурным влиянием.
Вот это тоже еще в советское время было предметом споров ученых из Еревана и Баку. Позднее, конечно, и политики с военными подключились.
Армянская сторона считает все находившееся в духовном подчинении Эчмиадзина принадлежащим исторической Армении. Азербайджанская сторона скрупулезно отколупывает по кусочку из этого прошлого, и записывает по ведомству "Кавказской Албании". Между прочим, после последнего передела границ в Карабахе, в оставленные армянские церкви и монастыри прибыли представители "албано-удинской православной общины" и вступили во владение своим, как они считают, духовным наследием.
Министерство Пространства и Времени