Украденные и подделанные произведения искусства

Автор Alina, 06.05.2021, 23:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Alina

#15
Остывшие следы Рембрандта, Вермеера, Мане и Дега
30 лет спустя крупнейшее ограбление музея так и не раскрыто

       
"Коммерсантъ" от 21.03.2020г.
Автор: Алексей Алексеев
https://www.kommersant.ru/doc/4298542#id1875464


Ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в ночь с 17 на 18 марта 1990 года — крупнейшее похищение произведений искусства в истории США и самое громкое нераскрытое преступление такого рода в мире. Общая оценка похищенного превышает $500 млн. Хотя несколько лет назад ФБР официально объявляло о раскрытии преступления, назвав имена давно умерших преступников, похищенные художественные ценности до сих пор не обнаружены.

Вы не можете просматривать это вложение.

В ночь после Дня святого Патрика

День святого Патрика, бурно отмечаемый 17 марта американцами ирландского происхождения, а заодно и всеми остальными американцами, в 1990 году удачно выпал на субботу. Компания подгулявших подростков, проходившая около полуночи мимо Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, обратила внимание на машину Dodge Daytona, припаркованную примерно в 30 метрах от входа в здание. Девушка, сидевшая на плечах у своего приятеля, заглянула в салон и увидела двух полицейских в форме. «Копы»,— сказала она. Один из парней в компании удивился, почему полицейские находятся в обычной, а не в патрульной машине. Он даже думал постучать им в стекло и спросить об этом, но потом решил, что ему не стоит общаться с полицией, так как он слишком много выпил, хотя по возрасту вообще не имел законного права употреблять алкоголь. Компания пошла дальше.

Вы не можете просматривать это вложение.
Изабелла Стюарт Гарднер, вдова крупного торговца и судовладельца Джона Лоуэлла Гарднера II, в 1903 году открыла в принадлежащем ей доме художественный музей, в котором было выставлена ее выдающаяся коллекция произведений искусства. В составе коллекции было более 2500 картин европейских художников, в том числе работы Рембрандта, Тициана, Веласкеса, Рафаэля, Мане, Боттичелли, Микеланджело. В 1924 году Изабелла Гарднер скончалась. В своем завещании она оставила $1,2 млн на продолжение работы музея. Фото: Josh Reynolds / AP

В 1:20 ночи Dodge Daytona подъехала к служебному входу в музей. Полицейские вышли из автомобиля и подошли к входной двери. Один из них нажал на кнопку связи с охраной музея и сообщил охраннику, что в полицию поступил вызов: во дворе музея беспорядки.

Охранник музея Ричард (Рик) Эбот открыл полицейским дверь, нарушив тем самым служебную инструкцию, запрещавшую впускать посторонних в ночное время. Запрет распространялся и на служащих полиции, кроме официально прикомандированных к музею. Один из полицейских (35–40 лет, рост примерно 175–178 см, нормального телосложения, носит очки в оправе золотого цвета и усы, возможно фальшивые) спросил Эбота, есть ли в музее кто-то еще.

Узнав о том, что второй охранник ушел в обход, он приказал срочно вызвать его и потребовать вернуться на пост. После этого полицейский сказал Рику: «Твое лицо мне знакомо. Похоже, у нас есть ордер на твой арест. Подойди сюда и покажи удостоверение личности».

Рик вышел из будки охраны, в которой находилась тревожная кнопка для вызова полиции. Тем самым он второй раз нарушил служебную инструкцию. Эбот протянул полицейскому водительские права и студенческий билет. Он испугался, что его арестуют. Это было бы очень некстати, ведь у него был билет на концерт группы The Grateful Dead на следующий вечер.

У Рика были основания опасаться стражей закона: он регулярно выходил на дежурство пьяным или обкуренным марихуаной, надеясь, что за смену все выветрится.
Однажды его смена выпала на новогоднюю ночь, и он тайно провел в музей двух своих братьев и нескольких друзей, устроив вечеринку с алкоголем и легкими наркотиками прямо среди картин.

Эботу приказали встать лицом к стене, после чего надели на него наручники. Когда появился второй охранник, Рэнди Хестенд, его тоже заковали в наручники. «За что вы меня арестовали?» — возмутился Хестенд. И услышал в ответ: «Тебя не арестовали. Это ограбление. Не создавайте нам проблем, и мы не причиним вам вреда».

С охраной разговаривал только первый «полицейский». Второй (30–35 лет, рост 183–185 см, более плотного телосложения, чем его спутник, пухлые щеки, носит усы) все время молчал.

Вы не можете просматривать это вложение.
Фоторобот подозреваемых в ограблении музея Изабеллы Стюарт Гарднер
Фото: Reuters


«Не волнуйтесь, нам так мало платят, что это не стоит никакого причиненного вреда»,— попробовал пошутить Эбот.

Охранников отвели в подвал и оставили их там, приковав к колоннам, замотав головы и заклеив глаза скотчем. Часы показывали 1:48. Чтобы успокоиться, Рик Эбот пел песню Боба Дилана «Меня освободят».

Непосредственно ограбление заняло у преступников 40 минут. Они действовали быстро и грубо, вырезая и выбивая картины из рам. Грабители забрали работы Рембрандта, Вермеера, Мане и Флинка, наброски Дега и др.

Произведения искусства, украденные из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер:

Ян Вермеер, «Концерт» (между 1663 и 1666). Считается самой ценной из похищенных картин, оценивается в $250 млн.

Рембрандт, «Автопортрет» (1629).

Рембрандт, «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Оценка — $50–100 млн.

Рембрандт, «Леди и джентльмен в черном» (1633).

Говерт Флинк, «Пейзаж с обелиском» (1638).

Эдуард Мане, «У Тортони» (ок. 1879–1880).

Эдгар Дега, «Жокеи после взвешивания» (1866).

Эдгар Дега, «Кортеж в пригороде Флоренции» (1857–1860).

Эдгар Дега, «Программа артистического вечера 1» (1884).

Эдгар Дега, «Программа артистического вечера 2» (1884).

Эдгар Дега, «Три жокея верхом» (1885–1888).
Общая оценка всех набросков Дега — менее $100 тыс.

Гу (китайская церемониальная чаша для вина), XII до н. э. Оценка — несколько тысяч долларов США.

Навершие шелкового наполеоновского знамени (1813–1814).

C картиной Мане «У Тортони» связана загадка. Судя по показаниям датчиков движения, грабители не заходили в зал, где она висела. Но картина исчезла со всеми другими.

Вы не можете просматривать это вложение.
Эдуард Мане, «У Тортони» (ок. 1879–1880)

Искусствоведов больше всего удивила кража навершия знамени наполеоновской армии, наименее ценного предмета из числа похищенных. Возможно, позолоченного орла грабители приняли за золотого.

Вы не можете просматривать это вложение.
Навершие шелкового наполеоновского знамени (1813–1814)

Да и в целом, часть похищенного стоила не так уж дорого, при этом преступники оставили в музее гораздо более ценные работы. Самыми дорогими из украденных считаются картины Яна Вермеера «Концерт», которая оценивается оценивается в $250 млн. И картина Рембрандта «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633), ее оценка — $50–100 млн.

Вы не можете просматривать это вложение.
Ян Вермеер «Концерт»


Вы не можете просматривать это вложение.
Рембрандт «Христос во время шторма на море Галилейском»

В 2:28 лжеполицейские вернулись в комнату охраны. Они извлекли из видеомагнитофона пленку, на которой были записаны их приход и перемещения по зданию. Они также вырвали из принтера распечатку информации, переданной с датчиков движения, размещенных в залах музея, не сообразив, что данные остались на жестком диске компьютера. В 2:41 преступники покинули музей.

Охранников освободили из подвала только в 8:15 утра, когда на работу пришли их сменщики, немедленно вызвавшие настоящую полицию.

(Продолжение в следующем сообщении).
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

#16
(Начало в предыдущем сообщении)

Подозрительный, но недостаточно

Вы не можете просматривать это вложение.
Рик Эбот был любителем рок-музыки. Он играл в любительской группе, а во время ограбления пел песню Боба Дилана «Меня освободят», надеясь на лучшее
Фото: gardnermuseum.org / Courtesy of Boston Police Depart


Расследование «ограбления века» с самого начала столкнулось с почти полным отсутствием физических улик. Следователи проверяли отпечатки пальцев, обуви, волосы, делали анализы ДНК, но не могли определить, какой из следов оставили именно преступники, а не служащие или посетители музея.

Одной из первых версий было наличие у преступников сообщника в музее. Подозрение пало на Рика Эбота. Выяснилось, что инструкцию он нарушил не только тогда, когда впустил преступников. Ранее, когда лжеполицейские еще сидели в машине на улице, он во время обхода зачем-то открыл, а затем закрыл одну из входных дверей музея. Еще раньше он отключил неожиданно сработавшую пожарную сигнализацию, заявив, что утром вызовет техника. Выяснились и другие грешки охранника. Кроме того, датчики движения показали, что в зал, откуда была украдена картина Мане, никто не заходил в тот промежуток времени, когда в музее орудовали преступники. Последним, кто посещал этот зал, был Эбот — во время дежурного обхода.

Охранник успешно прошел проверку на детекторе лжи, против него за 30 лет ни разу не выдвигались официальные обвинения в причастности к «ограблению века».
Он женат, вырастил двоих детей, работает ассистентом учителя в государственной школе в штате Вермонт. Год назад он начал писать книгу об ограблении — «Насмешка Пандоры: свидетельство очевидца ограбления Музея Изабеллы Стюарт Гарднер и расследования». Уже написана одна глава, которую можно прочесть здесь — https://www.booksie.com/585729-pandoras-laughter-the-eyewitness-account-of-the-isabella-stewart-gardner-museum-robbery-and-investigation.

Второй бывший охранник музея, Рэнди Хестенд, в настоящее время работающий музыкантом на круизных кораблях, не рассматривался как возможный соучастник ограбления, так как в тот день был срочно вызван на замену в связи с болезнью другого охранника.

Бостон-папа

Почти во всех версиях, а их в ходе многолетнего расследования было выдвинуто множество, есть один общий пункт. Очень хорошая организация преступления указывает на причастность к нему профессионалов — бостонского преступного мира.

Чарльз Хилл, отставной детектив из Скотленд-Ярда, работавший в отделе, который расследовал преступления, связанные с произведениями искусства, в статье для журнала Garage в 2018 году заявил, что считает организатором ограбления Джеймса Джозефа Балджера по кличке Уайти (Беловатый, его так прозвали за платиновый цвет волос): «Даже собаки на улицах Южного Бостона утром 18 марта 1990 года знали, что Уайти как-то причастен к тому, что происходило до, во время и после ограбления». Первый раз Балджер был арестован в 1943 году, когда ему было 14 лет. C 1956 по 1965 год он в основном сидел в тюрьме. В 1970-е Балджер стал сначала членом, потом главарем действовавшей в штате Массачусетс ирландской преступной группировки Winter Hill. Группировка занималась вымогательством, ростовщичеством, подпольным игорным бизнесом, ограблением грузовиков, торговлей оружием, крышеванием наркоторговли. В тот же период он стал информатором ФБР. Сотрудничество с правоохранительными органами он использовал для борьбы с конкурентами. Его информация позволила ФБР нанести серьезный ущерб двум мафиозным семьям Новой Англии — Патриарка и Анжиуло.

Вы не можете просматривать это вложение.
Вы не можете просматривать это вложение.
Джеймс Джозеф Балджер по кличке Уайти. Фотографии 1953 и 2011 года
Фото: Boston Police via AP


В декабре 1994 года Балджер узнал от своего куратора из ФБР агента Джона Конноли, что его собираются арестовать. Впоследствии агент Конноли за связи с преступным миром был приговорен к десяти годам тюрьмы, а находясь в заключении, получил еще 40 лет за убийство. Что касается Балджера, то он пустился в бега. Беглец попал в список десяти самых разыскиваемых ФБР преступников, причем сразу на второе место (первое тогда занимал Осама бен Ладен). За его поимку была объявлена награда $2 млн. Его разыскивали в течение 16 лет.

Побег Балджера поломал политическую карьеру его младшего брата Уильяма. Уильям Балджер на протяжении 17 лет был спикером сената штата Массачусетс, но был вынужден выйти в отставку после того, как стало известно, что он общается с находящимся в розыске преступником.

В 2011 году 81-летний Балджер был арестован вместе со своей подругой Кэтрин Грейг в скромной квартире, которую они снимали за $1145 в месяц. При обыске в квартире было найдено более 30 единиц огнестрельного оружия и наличные на сумму свыше $800 тыс. На след Балджера удалось выйти благодаря объявлениям о розыске Грейг, распространявшимся в салонах красоты и клиниках пластической медицины. Награду $2 млн получила опознавшая подругу мафиози дизайнер и инструктор по йоге Анна Бьорнсдоттир, «мисс Исландия» 1974 года.

В следственном изоляторе Балджер постоянно падал с кровати во сне, повредил бедро, после чего мог передвигаться только в инвалидном кресле.
На суде была доказана его причастность к 11 убийствам (первоначально он обвинялся в 19), вымогательству, отмыванию денег и другим преступлениям. В 2013 году Балджер был приговорен к двум пожизненным заключениям и еще пяти годам лишения свободы. В 2014-м его перевели из тюрьмы особого режима в Аризоне в тюрьму во Флориде после того, как стало известно о его хороших отношениях с работавшей в тюрьме женщиной-психологом. В заключении он неоднократно подвергался взысканиям за нарушения дисциплины. 29 октября 2018 года Балджера опять перевели в новую тюрьму — в Западной Виргинии. Причина: он угрожал убийством сотруднице тюрьмы. На следующий день, примерно через 12 часов после перевода, 89-летний Балджер был найден истекающим кровью, без сознания, его глазные яблоки вывалились из орбит. Охранники оказали ему первую помощь, но он, не приходя в себя, скончался. Как показало следствие, двое заключенных отвезли Балджера в инвалидном кресле в место, которое не просматривалось камерами наблюдения, и избили его навесным замком, положенным в носок. В числе подозреваемых в убийстве был Фотиос Геас, отбывающий пожизненное заключение за заказное убийство главаря преступной семьи Дженовезе.

Ответ на вопрос, где находятся украденные из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер произведения искусства, Балджер, возможно, унес с собой в могилу.
А может быть, нет. Балджер отрицал свою причастность к преступлению. В 1991 году, еще будучи главой преступного мира Бостона, он встретился со своим продажным куратором из ФБР Конноли. Конноли предложил Балджеру «найти» и вернуть музею похищенное и получить обещанную за это награду, составлявшую тогда $1 млн.

К удивлению фэбээровца, Балджер ответил, что не знает, кто ограбил музей и даже приказал своим людям найти грабителей, так как Бостон — его территория и все, кто совершает на ней преступления, должны ему за это платить. Нарушителей этого правила в те годы обычно убивали.

Продолжение не следует

Вы не можете просматривать это вложение.
Энн Хоули (на фото слева) стала директором музея Изабеллы Стюарт Гарднер незадолго до ограбления и проработала на этом посту более четверти века, но так и не дождалась возвращения похищенных произведений искусства. Фото: Lisa Bul / AP

В апреле 1994 года, через четыре года после ограбления, директор музея Энн Хоули получила анонимное письмо, отправленное из Нью-Йорка. Автор письма показал, что владеет информацией, неизвестной широкой публике. Он предлагал обеспечить возвращение украденных произведений искусства в музей в обмен на иммунитет от судебного преследования причастных к ограблению и укрывательству краденого плюс $2,6 млн. В случае согласия на сделку следовало подать тайный знак. В курсовой таблице обмена валюты в газете The Boston Globe в графе с курсом итальянской лиры должна была появиться цифра 1 перед значком доллара. Автор письма предлагал поторопиться, так как картины находятся в стране, где покупатель может считаться их законным обладателем, если он не знал о происхождении купленного.

Директор музея передала письмо в ФБР. Ведомство договорилось с газетой о публикации. Через неделю директор получила новое письмо. Автор радовался, что ему ответили согласием, но был недоволен возросшей активностью правоохранительных органов. Он спрашивал, что музею и властям важнее — вернуть картины или арестовать мелкого посредника. Крупными буквами была написана следующая фраза: «И то и другое сразу не получится». Автор завершил письмо словами о том, что теперь ему нужно продумать безопасный процесс обмена.

Второе письмо оказалось последним.

В 2005 году директор музея публично обратилась к анонимному автору письма с просьбой продолжить диалог, но ответа не последовало.

Версии, версии, версии

Ограблению Музея Изабеллы Стюарт Гарднер за прошедшие годы было посвящено множество книг и фильмов. Американская пресса не забывала о нем, время от времени публикуя очередные сенсационные версии и бравурные отчеты ФБР.

Через несколько лет после ограбления информатор ФБР сообщил, что видел «Леди и джентльмена в черном» Рембрандта в Японии. Картина оказалась копией, как и точно такая же картина, обнаруженная агентом ФБР в Филадельфии.

Мелкий преступник Уильям Янгворт III, специализировавшийся на подделке документов, банковских чеков и жульничестве с антиквариатом, в 1997 году впервые заявил, что может вывести на след картин. За это он просил выплатить ему объявленную музеем награду, гарантировать иммунитет от судебного преследования, а также освободить из заключения его старого приятеля Майлза Коннора. Янгворт встретился с журналистом газеты The Boston Herald Томом Мэшбергом, показал ему картину Рембрандта «Христос во время шторма на море Галилейском» и сделал соскоб краски с полотна — для экспертизы. Экспертиза показала, что краска действительно относится к временам Рембрандта, но не имеет отношения к украденной из музея картине.

Вы не можете просматривать это вложение.
Уильям Янгворт (на фото — второй справа) неоднократно заявлял, что может помочь с возвращением похищенных из музея картин, но этого не произошло
Фото: Tom Landers / The Boston Globe / Getty Images


В 2004 году Янгворт сделал новое заявление: по его словам, члены банды Winter Hill предлагали вернуть украденные картины в обмен на освобождение из тюрьмы террориста из Ирландской республиканской армии. Правоохранительные органы и руководство музея отрицают, что им поступало такое предложение.

В 2013-м ФБР торжественно объявило, что знает имена преступников (хотя и не огласило их) и дальнейшее расследование будет сконцентрировано на районе Южной Филадельфии, преимущественно на живущих там американцах итальянского происхождения. В том же году Стивен Флемми, разыскивавший след грабителей и украденного ими по заданию своего шефа Балджера, сообщил ФБР, что, по его сведениям, уже через день после ограбления все было вывезено в Саудовскую Аравию. Другой помощник Балджера, Кевин Уикс, считал причастным к ограблению художника Джона Салливана-младшего, слишком часто посещавшего музей незадолго перед преступлением. ФБР, изучив эту версию, признало ее ложной.

В 2014 году спецагент ФБР Джефф Келли, руководивший следствием по делу об ограблении музея с 2003-го, заявил, что, по данным источников, заслуживающих доверия, картины Рембрандта, Вермеера, Дега и Мане видели в Филадельфии в 2000-м. Преступники пытались их продать. Келли также назвал трех человек, которых он считал главными участниками ограбления и продажи украденного: бостонский гангстер Кармелло Мерлино и его подчиненные Роберт Гуаренте и Роберт Джентайл. По мнению следствия, ограбление музея планировалось в принадлежавшей Мерлино авторемонтной мастерской. Информаторы ФБР несколько раз сообщали, что Мерлино упоминал, что имеет доступ к картинам. В 1999 году Мерлино вместе с сообщниками был арестован за подготовку ограбления гаража инкассаторских машин. ФБР предложило арестованным снять выдвинутые против них обвинения, если те сообщат, где находятся украденные из музея ценности. Мерлино умер в тюрьме от диабета в 2005 году, так ничего и не сказав.

Вы не можете просматривать это вложение.
Спецагент ФБР Джефф Келли, руководивший следствием по делу об ограблении музея Изабеллы Стюарт Гарднер, многократно выступал с лекциями, в которых называл это преступление «идеальным» и «ограблением века»
Фото: Steven Senne / AP


Роберт Джентайл заявлял, что непричастен к ограблению музея и укрытию украденного. Проверка на детекторе лжи показала, что, заявляя о своей непричастности, он на 99,99% лжет. В 2015 году он был осужден за хранение оружия. Гуаренте утверждал, что дело против него было возбуждено с единственной целью — принудить к сотрудничеству по делу об ограблении музея. На суде представитель прокуратуры заявил, что существует запись разговора, в ходе которого Гуаренте предлагает продать украденные картины за $500 тыс. (вместо того чтобы получить вознаграждение $5 млн). Запись не была обнародована. В 2019 году Гуаренте вышел на свободу и продолжает отстаивать свою непричастность к «ограблению века».

В марте 2015 года — видимо, к 25-летию ограбления — ФБР заявило, что преступление раскрыто.
Главными преступниками были названы два члена банды Мерлино: Джордж Рейссфелдер и Ленни Димузио. Примечательно, что профессиональный преступник Рейссфелдер оказался на свободе только потому, что в 1982 году адвокат Джон Керри (в 2013–2017 — госсекретарь США) помог снять с него обвинение в убийстве. Если Рейссфелдер и Димузио действительно совершили ограбление, следствию от этого мало пользы. Рейссфелдер умер в 1991 году от передозировки наркотика, Димузио в том же году был застрелен. По одной из версий, он планировал ликвидировать своего босса Мерлино и встать во главе банды, но не сумел. Димузио владел автомобилем Dodge Daytona — таким же, в котором видели грабителей в форме полицейских.

Вы не можете просматривать это вложение.
Джордж Рейссфелдер. По мнению ФБР, «лжеполицейский №1», ограбивший музей
Фото: AP


Вы не можете просматривать это вложение.
Ленни Димузио. По версии ФБР, «лжеполицейский №2»
Фото: artnet.com

 
Артур Бранд, голландский историк искусств и частный сыщик, специализирующийся на поиске украденных произведений искусства, за свою карьеру сумел выследить и вернуть более 200 краденых музейных экспонатов. В 2017 году он заявил в интервью телеканалу CBS, что на сто процентов уверен в том, что все, что было украдено из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, находится в Ирландии и что он сможет договориться о возвращении краденого. Представители музея с самого начала скептически отнеслись к заявлению Бранда. За прошедшие почти три года он свое обещание не выполнил.

Спецагент ФБР Тим Карпентер, возглавляющий отдел по борьбе с преступлениями в сфере искусства, в 2019 году в интервью сайту юридических новостей Law & Crime заявил, что, возможно, не все украденные произведения искусства находятся в США.

Поиски ценностей из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер продолжаются.

В настоящее время на месте похищенных экспонатов находятся их 3D-копии. Но сейчас увидеть их нельзя: музей закрыт для посещения из-за эпидемии коронавируса.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

Из музея в Нидерландах похитили картину Франса Халса

Кража полотна «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» произошла в третий раз. Злоумышленников ищет полиция.


Вы не можете просматривать это вложение.


Картину «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» украли из музея Хофьи ван Арден в Нидерландах. Полотно художник Франс Халс написал в 1626—1627 гг.

Кража произошла в ночь на 26 августа 2021г. Чтобы добраться до шедевра, неизвестные выломали дверь запасного выхода музея.

Мэр города Лердама, где находится галерея, Сьорс Фрохлих назвал произошедшее «очень грустной новостью», пишет «Российская газета».

Сейчас специальная полицейская группа занимается поиском шедевра. Проводится расследование и сбор улик.

Работу Франса Халса похищают уже в третий раз. В первый раз картину мастера выкрали в 1998 г., тогда ее нашли через три года. Во второй раз кража произошла в 2011 г., картину удалось вернуть через шесть месяцев.

https://www.gazeta.ru/culture/news/2020/08/27/n_14855113.shtml
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

nvryz701

Цитата: Demetrius от 13.06.2021, 16:18Зачастую, лучшим, чем оригинал
Это вы скажите доценту Соколову. Он вашу остроту не оценит,ибо покупатель его подделки не признал её лучше оригинала и потребовал оригинал. Что из этого получилось, все видели.

Alina

Полиция Испании обнаружила меч 2000-летней давности, который якобы был украден из захоронения и выставлен на продажу в Интернете.

https://www.9news.com.au/world/ancient-spanish-sword-allegedly-stolen-from-grave-found-for-sale-online/e84f2880-a5da-4f13-aea7-334ed47815fd

Власти говорят , что Пиренейский меч, видимо, восходит к концу 3-го и началу 2-го века до н.э. Его обнаружили среди предложений о продаже на «довольно известном сайте в социальных медиа» наряду с 202 другими археологическими артефактами.

Меч, названный «иберийской фалькатой», обычно был личным оружием и, как правило, закапывался вместе с владельцем, когда он умирал.

Вы не можете просматривать это вложение.

Лезвие меча обычно сгибали или ломали, когда его закапывали, чтобы грабители не могли им использоваться. Однако этот меч, судя по всему, был найден с неповрежденным лезвием, что, по словам полиции, значительно повышает его ценность.

Расследование началось после того, как полицейские обнаружили, что пользователь социальной сети разместил на хорошо известном сайте информацию об иберийской фалькате с рукоятью в виде птичьей головы, которая была украдена из древнего захоронения», - говорится в заявлении испанской полиции. "После попыток подтвердить существование археологического памятника, определить его местонахождение и вернуть его, следователям удалось выйти на человека, выставившего его на продажу. Он оказался гражданином Испании, проживающим в (Андалусии) провинции Хаэн".

Меч и другие артефакты были конфискованы полицией, а мужчина был арестован по подозрению в незаконном присвоении и правонарушениях, связанных с историческим наследием.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Demetrius

Не понял, действительно ли меч был извлечен из захоронения, или продавец лишь обманывал покупателей.
Министерство Пространства и Времени

Alina

#21
Я так поняла, что он на самом деле черный копатель, судя по предъявленным обвинениям. Слова "якобы" , "вероятно" и т.п. обычно в прессе американской и европейской используют из-за презумпции невиновности. До суда человек только подозреваемый.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Demetrius

Цитата: Alina от 27.11.2021, 23:35https://www.9news.com.au/world/ancient-spanish-sword-allegedly-stolen-from-grave-found-for-sale-online/e84f2880-a5da-4f13-aea7-334ed47815fd

Власти говорят , что Пиренейский меч, видимо, восходит к концу 3-го и началу 2-го века до н.э. Его обнаружили среди предложений о продаже на «довольно известном сайте в социальных медиа» наряду с 202 другими археологическими артефактами.

Меч, названный «иберийской фалькатой», обычно был личным оружием и, как правило, закапывался вместе с владельцем, когда он умирал.

Вы не можете просматривать это вложение.


Меч, наверное, кельтиберский. Надо Сергею высказаться, "его" эпоха.
Министерство Пространства и Времени

Alina

В Австралии предъявлено обвинение человеку, подозреваемому в краже редкой золотой печати XIX века из выставочного зала в Сиднее.

https://www.9news.com.au/national/man-charged-over-alleged-theft-of-19th-century-gold-seal-from-sydney-exhibit/b9ae8248-2151-41ac-a3b9-a527a0ebc4cf

Часы-печать исследователя Джона Оксли были выкраны из выставочной витрины в Старом правительственном доме Парраматта между 14:30 и 14:45 13 мая этого года. Джон Оксли был генеральным инспектором штата Новый Южный Уэльс с 1812 года.

На печати изображен семейный герб и выгравирован девиз «Patientia et Fortitudine» или «Терпение и сила».
Она изготовлена из горного хрусталя с гравировкой, коротый установлен в корпус часов-брелка из 18-каратного золота размером 52 мм x 24 мм x 12 мм.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.

Офицеры арестовали 43-летнего мужчину в Джуни около 17:30 в прошлый четверг. Мужчина был доставлен в полицейский участок Вагга-Вагга, где ему было предъявлено обвинение.

Обвинения включает в себя взлом и проникновение, а также повреждение имущества в результате пожара или взрыва.

26 ноября 43-летний мужчина предстал перед местным судом Вагга-Вагга, где ему было отказано в освобождении под залог.
Он явится в местный суд Парраматты 9 декабря.

Печать до сих пор не обнаружена, и полиция все еще пытается ее найти.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

Купленный на распродаже за 30 долларов рисунок оказался работой Дюрера, которая стоит 50 миллионов долларов.
Датируемое примерно 1503 г. изображение Богородицы с Младенцем имеет монограмму мастера.


Вы не можете просматривать это вложение.

Набросок улыбающейся Девы Марии, которая сидит с Младенцем Иисусом на руках на ложе из травы, поддерживаемом деревянным забором, приписывается Альбрехту Дюреру. Рисунок создан около 1503 г.

В 2016 году зоркий покупатель на распродаже предметов из поместья в Массачусетсе купил рисунок. На квадрате из пожелтевшего льна без рамы был изображен элегантный набросок Богоматери с Младенцем. Работа имела скромный ценник в 30 долларов, сообщает Art Newspaper.

Мужчина, пожелавший остаться неизвестным, купил произведение искусства и спрятал его в своем доме. Хотя на эскизе была изображена одна из самых известных монограмм в мире искусства —«AD», указывающая на Альбрехта Дюрера, ни покупатель, ни продавцы не верили, что это подлинная работа великого немецкого художника эпохи Возрождения. Как сообщил покупатель рисунка, он «просто подумал, что это чудесно выполненное произведение старого искусства».

Однако теперь, после тщательного изучения, несколько ученых говорят, что тонкий набросок, сделанный тушью, является подлинным рисунком Дюрера, который может стоить более 50 миллионов долларов.

Согласно сообщению Art Newspaper, эскиз — вероятно, подготовительная работа для картины, созданной около 1506 года. Он является первым «совершенно неизвестным» рисунком знаменитого художника, появившимся впервые с 1970-х годов.

Работа, получившая новое название «Мадонна с младенцем и цветком на травянистой скамейке» (1503 г.), будет выставлена на обозрение в лондонской галерее Agnews до 12 декабря. Галерея планирует продать эскиз, но пока не установила твердую цену. Учитывая его предполагаемую стоимость, рисунок, скорее всего, будет куплен учреждением с хорошей финансовой базой или частным коллекционером.

Клиффорд Шорер, акционер Agnews и коллекционер произведений искусства, впервые услышал слухи о возможной работе Дюрера во время поездки в Бостон в 2019 году, сообщил Саймон Уорролл для London Times.

Эскиз был продан в 2016 году дочерьми покойного архитектора Жана-Поля Карлхиана. Похоже, что работа была передана по наследству в семье, предки которой были коллекционерами произведений искусства во Франции в XIX веке. Наследники Карлхиана долгое время считали этот эскиз современной репродукцией, но у Шорера была другая точка зрения на произведение.

«Это был невероятный момент, когда я увидел Дюрера», — рассказывает он в интервью Art Newspaper. — «Это была либо величайшая подделка, которую я когда-либо видел, либо шедевр».

Эксперты, с которыми консультировался Шорер, определили две характерные черты, указывающие на подлинность работы. Во-первых, художник написал свою монограмму теми же чернилами, которыми был сделан рисунок (Согласно заявлению галереи, Дюрер подписал свои инициалы таким образом, по крайней мере, на 20 других работах, выполненных в период между 1501 и 1514 годами). Консерватор бумаги Джейн Макосланд также обнаружила, что работа была создана на бумаге, имеющей водяной знак с трезубцем и кольцом — тот же самый мотив, который использовался художником на более чем 200 листах.

Ведущие ученые, занимающиеся изучением искусства Дюрера Кристоф Мецгер, главный хранитель музея Альбертина в Вене, и Джулия Бартрум, бывший хранитель Британского музея, изучили новонайденную работу и сочли ее подлинной, сообщает Art Newspaper . Оба исследователя утверждают, что Дюрер создал эскиз в рамках подготовки к «Деве среди множества животных» — отдельной композиции, которая сейчас находится в Альбертине.

На эскизе 1503 года изображены Дева Мария и Младенец Иисус Христос. Они сидят на травянистом холме, подпираемом примитивным деревянным забором. На фоне этого деревенского окружения Дева Мария выглядит весьма нарядно — на ней плотный драпированный плащ, тонкая меховая оторочка которого «простерта ... пышными складками по траве».

Дюрер изображал Богоматерь с Младенцем десятки раз на протяжении всей своей карьеры. Здесь он отходит от традиции, изображая маленького Иисуса как извивающегося в руках матери малыша, а не как благовоспитанного младенца. Ребенок поворачивается влево от зрителя, обнажая спину и отбрасывая собственное лицо в тень.

В январе прошлого года в ходе рутинных реставрационных работ в соборе Святого Стефана в Вене была обнаружена ранее неизвестная настенная живопись, предположительно созданная Дюрером или его мастерской. Как сообщает Die Presse, двумерный триптих, долгое время скрытый в той части церкви, которая теперь функционирует как сувенирный магазин, возможно, был заказан императором Священной Римской империи Максимилианом I.

В беседе с корреспондентом Art Newspaper специалист по Дюреру Эрвин Покорны сказал, что он уверен, что, по меньшей мере, рисунок росписи был создан самим мастером, поскольку «ни один из помощников или последователей Дюрера не смог достичь такого виртуозного качества».

https://www.sedmitza.ru/text/10063072.html
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Demetrius

Вы верите, что возможно такое чудесное обретение неизвестной работы Дюрера?
Если это эскиз, то где картина, к которой он выполнен? Так-то, лицо у Мадонны здесь далеко от художественного мастерства, характерного для творчества Дюрера. Поэтому, видимо, эксперты и записали рисунок в эскизы.
Министерство Пространства и Времени

Alina

Шесть лет бывший охотник за сокровищами сидит в тюрьме за отказ предоставить информацию о найденном им кладе

https://www.9news.com.au/world/treasure-hunter-gold-coins-tommy-thompson-prison-jail-missing-money-shipwreck-usa-news/077b7121-21ac-4808-99eb-e2fd8356f112

Бывший глубоководный охотник за сокровищами готовится отметить свой шестой год в тюрьме за отказ раскрыть местонахождение 500 монет, сделанных из золота, найденныз из на месте исторического кораблекрушения.

Ученый-исследователь Томми Томпсон был также обвинен в неуважении к суду. Под заключением он находится с 15 декабря 2015 года за сокрытие исторической находки. Он также подвергается ежедневному штрафу в размере 1000 долларов США (1400 австралийских долларов).



Дело Томпсона связано с открытием им в 1988 году корабля "Центральная Америка", известного как "Корабль золота". Корабль эпохи золотой лихорадки затонул в урагане у берегов Южной Каролины в 1857 году с тысячами килограммов золота на борту, что привело в то время к экономической панике.

Несмотря на иск инвесторов, спонсирующих его поиски и постановление федерального суда, 69-летний Томпсон по-прежнему отказывается сотрудничать с властями, пытающимися найти эти монеты.
Томпсон говорит, что уже сказал все, что знает.



В апреле 2015 года Томпсон признал себя виновным в неявке на слушание дела в 2012 году и был приговорен к двум годам тюремного заключения и штрафу в размере 350 000 австралийских долларов.
Но уголовный приговор Томпсону был отложен до решения вопроса о золотых монетах. Федеральный закон обычно ограничивает срок тюремного заключения за неуважение к суду до 18 месяцев.

Но в 2019 году федеральный апелляционный суд отклонил аргумент Томпсона о том, что этот закон применим к нему, заявив, что его отказ нарушает условия соглашения о признании вины.

После того, как на прошлой неделе из-за технических проблем было отменено последнее виртуальное слушание по делу Томпсона, федеральный судья Алдженон Марбли назначил новое слушание на 7 января.

О корабле SS Central America:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/SS_Central_America

Вы не можете просматривать это вложение.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Demetrius

Цитата: Alina от 10.12.2021, 23:54Шесть лет бывший охотник за сокровищами сидит в тюрьме за отказ предоставить информацию о найденном им кладе

Бывший глубоководный охотник за сокровищами готовится отметить свой шестой год в тюрьме за отказ раскрыть местонахождение 500 монет, сделанных из золота, найденныз из на месте исторического кораблекрушения.

Ученый-исследователь Томми Томпсон был также обвинен в неуважении к суду. Под заключением он находится с 15 декабря 2015 года за сокрытие исторической находки. Он также подвергается ежедневному штрафу в размере 1000 долларов США (1400 австралийских долларов).

Гвозди бы делать из этих людей. . .
Министерство Пространства и Времени

Alina

Афера Гохманов, или как купцы из Одессы надули Лувр на 200 000 франков

https://pravo.ru/process/view/141518/

В 1896 году Лувр заплатил гигантскую сумму в 200 000 франков за корону скифского царя Сайтоферна, якобы найденную на раскопках его могилы неподалеку от Очакова. Находку привез в Париж одесский купец Шепсель Гохман, который вместе с братом Лейбой занимался продажей археологических редкостей. Семь лет тиара была одной из главных достопримечательностей музея, пока благодаря "шутке" художника с Монмартра не выяснилось, что она – не более чем весьма искусная подделка.

Как купцы нашли золотую жилу

Братья Шепсель и Лейба Гохманы, купцы третьей гильдии, держали в Одессе на улице Херсонской, 17 (сейчас улица Пастера, прим. ред.) лавку колониальных товаров. Однако продажи чая, кофе и табака позволяли заработать на жизнь, но большой прибыли не приносили. То ли дело торговля антиквариатом! Причем не мебелью в стиле Людовика XIV или, например, драгоценностями елизаветинских времен, а археологическими находками. В 1891 году коммерсанты перебрались из Одессы в Очаков и купили здание в центре города на улице Репнина (сейчас улица Мира, прим. ред.), где открыли магазин, торгующий древностями.

Вы не можете просматривать это вложение.
Лавка древностей братьев Гохманов в Очакове

Очаков был выбран в качестве нового места жительства неспроста – он находился неподалеку от раскопок древней Ольвии (от греческого "olbio" –- "счастливая") – крупнейшего античного города греческой колонии в Северном Причерноморье, разрушенного в середине третьего века нашей эры. В XIX веке его обнаружили археологи, и в "деревню ста могил" как мухи на мед слетались предприимчивые авантюристы и крестьяне из окрестных деревень, которые ради наживы занялись "черными" раскопками.

Ценности, найденные под землей, они сбывали, в том числе и Гохманам, которые давали неплохую цену, а после перепродавали товар коллекционерам втридорога. Однако вскоре братьям стало ясно, что спекулировать на рынке антиквариата сложнее, чем в кофейно-табачной отрасли, – предметы старины находили не каждый день, и их катастрофически не хватало. Тогда они придумали новый бизнес – открыли на "базе" своей лавки древностей цех по изготовлению подделок.

Одной из самых известных находок на месте Ольвии был "Декрет Протогена" – плита-колонна из белого мрамора с не до конца сохранившейся надписью, восхвалявшей "благосклонного к народу" Протогена за его добрые деяния. Так, например, он трижды от имени города откупался от скифского царя Сайтафарна (Сайтоферна), выделяя 400, 300 и 900 золотых монет на дары, которые тот требовал. Он выкупал заложенные архонтами ценные вещи, помогал горожанам в голодные времена и ссуживал деньгами городскую казну.

По-видимому, вдохновившись знаменитым "Декретом", братья Гохманы решили в первую очередь заняться подделкой плит и их фрагментов с сохранившимися надписями на древнегреческом. "Сырье" закупали здесь же, в окрестностях Очакова, или в Крыму. Рабочие в подпольной мастерской братьев сбивали с плит подлинные древние надписи и тут же наносили новые. Причем специально приглашенные специалисты не только составляли тексты, соответствующие знаниям историков об Ольвии, но и подбирали шрифты в зависимости от периода, в который эта надпись якобы была сделана. Правда, несколько раз мошенников удалось изобличить – в ряде надписей "эксперты" намудрили с падежами. Но и на это у Гохманов был ответ: а разве в древней Греции писцы не могли ошибаться? Правда, этот опыт они учли, и дальше "производили" плиты с грамматически безупречными текстами. Коллекционеры раскупали "новодел" как горячие пирожки, в 1892–1893 годах братьям даже удалось сбыть серию "находок" в Одесский археологический музей.

После успеха "мраморного бизнеса" коммерсанты решили заняться изготовлением подделок из золота. Причем действовали хитро: заказывали изделия "под старину" знакомым ювелирам, которые чаще всего и не знали, что занимаются изготовлением подделок, а "товар" сбывали в партии подлинных древностей или через третьи руки. "Продавцов" Гохманы вербовали среди тех самых крестьян, которые поставляли им ценности с раскопок. Например, известно о некой Анюте из села Парутина, которая приносила "древности", смешанные с настоящими ценностями, коллекционерам или в музей и подробно рассказывала, где именно и при каких обстоятельствах была сделана находка. А один раз "агентам" Гохманов даже удалось незаметно подбросить подделку в раскопанную древнюю могилу и дать покупателю найти ее самостоятельно. Само собой, у того даже подозрений не возникло, что вещь – не настоящая.

Первой крупной жертвой мошенников стал коллекционер по фамилии Фришен из Николаева. К нему явились парутинские крестьяне, которые признались, что нашли "старинные" кинжал и корону, вскапывая огород. За обе находки они попросили "всего-навсего" 10 000 руб. Обрадованный любитель древностей выложил требуемую сумму, а потом решил на всякий случай показать покупку эксперту. Директор Одесского археологического музея Эрнест фон Штерн заявил Фришену, что его обманули, но деньги к тому моменту были переданы, а "огородников" и след простыл. Гохманы же получили "подъемные" для организации нового и весьма прибыльного бизнеса.

Миссия: обмануть Лувр

После нескольких удачных "операций", в результате которых ольвийские подделки за хорошие деньги были проданы в музеи Кракова, Франкфурта-на-Майне и Парижа, Шепсель Гохман решился на главную аферу в своей жизни. Помните царя Сайтоферна, который все время требовал даров, и доброго грека Протогена, которого сограждане поблагодарили за выделение средств на подарки? Вот и мошенники о них не забыли.

Гохман рассуждал так: раз плита с благодарственной надписью сохранилась не полностью, в ней могло быть все, что угодно. Например, сведения о том, как жители Ольвии преподнесли Сайтоферну золотую корону. Именно ее удачную имитацию и привез старший из братьев-коммерсантов в Вену в феврале 1896 года.

Вскоре после его приезда на столы представителей директората Венского императорского музея, специалистов по древностям, профессоров Бруно Бухера и Гуго Лейшинга легла визитная карточка от неожиданного посетителя, обещавшего сенсацию. "Г-н Гохман, негоциант из Очакова. Колониальные товары и антикварные предметы", значилось на ней. Заинтригованные ученые приняли коммерсанта и после обязательного обмена любезностями поинтересовались, зачем тот пожаловал.

Шепсель Гохман был опытным жуликом и хорошим психологом, – цитирует Виктора Фельдмана, бывшего старшего библиографа научной библиотеки Одесского национального университета имени Мечникова журналист Александр Левит. – Из потрепанного кожаного саквояжа Гохман извлек и положил на стол перед членами директората золотые фибулы (пряжки, скреплявшие одеяния на плечах древних греков) и серьги работы древнегреческих мастеров. Дав полюбоваться этими редкостями и психологически подготовив партнеров, он вынул какой-то предмет, завернутый в шерстяные тряпки и, развернув, торжественно объявил: "Тиара скифского царя Сайтоферна". Эффектный жест заставил ученых мужей восхищенно ахнуть. "На столе, излучая мягкое матовое сияние золота, стояла древняя чеканная тиара изумительной работы и превосходной сохранности. Только в одном месте виднелась небольшая вмятина, словно от меча, но украшения вокруг почти не были повреждены. Тиара представляла собой куполообразный парадный шлем-корону, чеканенный целиком из тонкой золотой полосы..." – писали позже Бухер и Лейшинг.


Вы не можете просматривать это вложение.
Тиара Сайтафарна

Красота изделия поражала. Изготовленный из золота шлем-корона высотой в 17,5 см, диаметром в 18 см и весом в 486 граммов разделялся чеканным орнаментом на несколько горизонтальных поясов (фризов). На главном из них – в самом центре – изображались сцены из "Одиссеи" и "Илиады" Гомера, на втором фризе скифский царь охотился на крылатого зверя, на третьем изображения всадников-скифов чередовались с фигурками быков, лошадей и овец. Верхушку короны венчала свернувшаяся клубком змея, поднявшая голову. Между вторым и третьим поясами вилась дарственная надпись "Царя великого и непобедимого Сайтоферна. Совет и народ ольвиополитов", сделанная тем же шрифтом, что и в декрете Протогена. Восхищенные ученые сразу предположили, что шлем преподнесли Сайтоферну жители Ольвии, а на отбитом куске плиты говорилось именно о нем.

– Герр Гохман, откуда у вас эта корона? – спросили они, затаив дыхание.

– Чудес на свете не бывает, хотя эта корона – чудо. Прошлым летом ученые люди вели раскопки в Ольвии и неподалеку от нее раскопали скифскую могилу, где был похоронен Сайтоферн с женой. Оттуда тиара и другие украшения, которые достались мне за очень большие деньги. Ведь надо, чтобы раз в жизни повезло бедному коммерсанту, – скромно ответил тот, добавив, что выложил за ценности все имеющиеся у него сбережения.

Следующим вопросом, который задали профессора был "Сколько вы за нее хотите?" Цена оказалась непомерной – 200 000 франков (около 90 000 руб. золотом). Однако директорат музея все равно пригласил экспертов, которые подтвердили не только высокую художественную ценность тиары, но и ее безусловную древность и античное происхождение. Венский музей, у которого не было запрошенной суммы, умолял сбросить цену или хотя бы продать сокровище в рассрочку, но Гохман решил поискать других покупателей.

Он заключил тайное коммерческое соглашение с венским коллегой – владельцем антикварной лавки Антоном Фогелем и его компаньоном маклером Шиманским, пообещав солидное вознаграждение, если те смогут продать корону за 200 000–400 000 франков. Фогель и Шиманский увезли тиару в Париж, предложив ее дирекции Лувра. Директор музейного департамента изящных искусств Кампфен и руководитель отдела античного искусства Эрон де Вильфос, как и их венские коллеги, пришли в восторг. Ни один из парижских экспертов также не заподозрил в тиаре Сайтоферна подделку. Лувр согласился на баснословную цену и даже готов был запросить требуемую сумму у парламента, но... тот находился на каникулах. В результате 200 000 франков собрали меценаты, с условием, что деньги им вернут. Что удивительно, так и произошло – парламент одобрил сделку задним числом и раздал луврские долги. Так главный французский музей приобрел, по иронии судьбы, 1 апреля 1896 года "вторую после Эйфелевой башни" парижскую достопримечательность, а коммерсанты получили по 40 000 и 74 000 франков за содействие, передав 86 000 своим российским компаньонам.

Подозрительная находка

Уже тогда научное сообщество, знающее цену "древностям" из Ольвии заподозрило неладное. Во-первых, о раскопках "могилы Сайтоферна" не знали ни крестьяне из Парутина, которые в буквальном смысле жили над Ольвией, ни работающие там постоянно археологи. Во-вторых, Гохманов к тому времени неоднократно подозревали в продаже подделок, но привлечь их к ответственности не удавалось.

Первым в газете "Новое время" о новой ценности Лувра, буквально через месяц после ее покупки, высказался профессор Петербургского университета Николай Веселовский. "Эта тиара могла быть просто сфабрикована в Очакове, где имеются специалисты по этой части", – дипломатично написал он, не упоминая конкретных имен. Директор Одесского археологического музея Эрнст фон Штерн, выступая на X Археологическом съезде в Риге, тоже приводил аргументы в подлинности тиары.

"Вероятно ли, даже возможно ли, чтобы ольвийцы осмелились грозному царю написать на лбу такую штуку? Поистине подобная идея может прийти в голову только современному поддельщику, у которого она, впрочем, и совершенно понятна, так как его воззрения не идут далее понятия о портсигаре с надписью, подаренном на именины", – писал в Записках Одесского Императорского общества истории и древностей его вице-президент, признанный эксперт по древним золотым украшениям, который консультировал Эрмитаж, Александр Бертье-Делагард.

Бертье-Делагард специально посетил Лувр и лишь укрепился в своих подозрениях. Он признал тиару Сайтоферна "превосходной работой, но, увы, новоделом. Правда, предположил, что подделка изготовлена в Вене, а не в Одессе, где не найдется настолько талантливых мастеров-ювелиров. Мюнхенский эксперт Адольф Фуртвенглер в августе все того же 1896 года опубликовал в журнале "Revue Cosmopolis" разгромную статью, в которой говорилось, что фигуры, изображенные на короне, выполнены отнюдь не в античном стиле, а прототипы ряда "персонажей" тиары можно найти на известных изделиях мастеров из разных мест и эпох.

"Разве это стиль античной пластики? Ведь это провинциальные актеры, подменяющие врожденную грацию и благородство древних героев театральным пафосом", – пытался изобличить подделку немецкий ученый, который посоветовал коллегам поскорее заменить тиару подлинным произведением древнегреческого искусства, а фальшивку отправить в плавильную печь".
Кроме того, он вполне обоснованно интересовался, с чего вдруг на тиаре богиня победы Ника увенчивает Сайтоферна, врага и захватчика Ольвии, лавровым венком, и предполагал, что жители полиса, скорее, должны были укреплять стены города, страдавшего от скифских набегов, чем дарить царю такую корону. "Окололуврское" научное сообщество не спорило с русскими учеными, не известными французской публике, но Фуртвенглеру было вынуждено ответить. Эрон де Вильфос, братья Рейнаки и Фукар устроили публичный спор в прессе, блеща остроумными и язвительными замечаниями. В основном же их аргументы сводились к тому, что ни в России, ни в Европе не найдется ювелира, способного изготовить подделку столь высокой художественной ценности, "с таким глубоким знанием и чувством античности".

Что интересно, пока шел научный диспут, Шепсель Гохман и его "коллеги"-сообщники Фогель и Шимановский спорили в венском суде по поводу того, как справедливо разделить полученные за тиару деньги. Чуть позже кишиневский коллекционер П. Суручан уже в Одессе обвинил Гохмана в продаже ему подделок. Во время процесса впервые всплыло имя ювелира Израиля Рухумовского, которого назвали автором тиары Сайтоферна. Французский археолог Саломон Рейнак, когда до него дошли эти слухи, заявил, что по его данным такого ювелира в Одессе вообще не существует. Однако вскоре разговоры и научные споры стихли, а тиара продолжала сиять в витрине Лувра, привлекая внимание и вызывая восхищение посетителей.

Продолжение в следующем сообщении.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

А корона-то ненастоящая!

Изобличить мошенников удалось благодаря шутке эпатажного художника и скульптора с Монмартра Эллина Майенса, которого привлекли к ответственности за подделку картин известных мастеров. Он заявил судебному следователю, что намерен отомстить "миру художественных экспертов, торговцев и антикваров", разоблачая подделки. А на следующий день, 19 марта 1903 года, французская "Le Matin" опубликовала сенсационные разоблачения Майенса.

Наши национальные музеи вместо подлинных предметов искусства закупают подделки. Знаменитая тиара скифского царя Сайтоферна – тоже подделка. Я сделал макет этой короны, а золотых и серебряных дел мастер Бэрон сделал эту корону из чеканного золота под моим руководством", – говорил тот, утверждая, что подделку ему в 1984 году заказал некий господин Шпицен, заплативший за нее 4500 франков.
В Лувре сначала снисходительно заявили, что Майерс – всем известный мистификатор и его заявления – обман, однако на допросе у следователя тот еще раз сообщил, что все озвученное им журналистам – чистая правда. Однако подтвердить это ничем, кроме своих слов, не смог, поскольку мастер Бэрон, который якобы и сотворил шедевр, к тому моменту умер. Парижане вовсю смеялись над экспертами, севшими в лужу, а в городских кафе и на улицах распевали куплеты, в которых не щадили ни ученых, ни правительство, выделившее баснословные деньги на подделку. В Лувре же за три дня, с 20 по 22 марта, побывало рекордное количество посетителей, желающих посмотреть на скандальный экспонат – около 30 000 человек.

А 23 мая в "Le Matin" появилось новое разоблачительное письмо. Его автором был одесский ювелир Соломон Лифшиц, несколько лет назад переехавший в Париж. Он утверждал, что автор тиары его коллега из Одессы Израиль Рухумовский, который и не думал, что занят изготовлением подделки, а просто выполнял частный заказ, за который ему заплатили всего-навсего 1800 руб.

"Решаюсь писать вам в целях восстановления истины. Я могу вас уверить, что тиара была сработана моим другом Рухомовским. Мы познакомились в Киеве, затем встретились в Одессе, где я жил в 1895 году и до мая 1896 года. Я часто навещал моего друга и видел много раз, как он работал в своей мастерской над этой пресловутой тиарой, от начала до конца, и не подозревал тогда, что она произведет столько шума. Я очень хорошо помню греческую книгу, украшенную иллюстрациями, с которых были воспроизведены сцены, которые фигурируют на тиаре", – говорилось в письме на имя главного редактора газеты.
Слова Лифшица подтвердила и экс-одесситка по фамилии Нагеборг-Малкина, которая также говорила, что знакома с Рухумовским и видела, как тот делал корону. Из Одессы в газеты просочилась информация о том, что ювелира допросила полиция, и тот подтвердил свое авторство, отказавшись, впрочем, от причастности к продаже ценности. Тогда же в прессе "всплыли" и предупреждения российских ученых, которые не раз писали, что тиара – подделка, чего Лувр предпочитал не замечать.

23 марта в Лувре на экстренное секретное совещание собрался Совет национальных музеев Франции. На нем решили создать комиссию для расследования всех обстоятельств дела, которую возглавил известный археолог, член Академии наук Шарль Клермон-Ганно. Музей продолжали осаждать толпы любопытных посетителей, но тиара из экспозиции пропала – "виновницу скандала" с разрешения министра народного хозяйства убрали в запасники до окончания расследования.

Между тем Париж поделился на "сайтоферистов", доказывающих, что корона скифского царя – подлинник, и "антисайтоферистов", уверенных, что Лувр купил подделку. Так, Саломон Рейнак продолжал доказывать, что в мире не существует предметов, с которых могла бы быть скопирована тиара, а создать оригинальное произведение фальсификатор бы не смог, поскольку он всегда только копиист. Спорил он с таким ожесточением, что газетчики даже заподозрили уважаемого ученого в причастности к этой истории и писали, что он пытается "замести следы". Но тот никаких связей с мошенниками не имел и действительно верил в подлинность тиары.

Вы не можете просматривать это вложение.
Карикатуры на специально выпущенных "в честь аферы" парижских открытках

Фокус с разоблачением

Журналисты ринулись в Одессу и нашли мастера, которому предписывалось авторство тиары. Рухумовский, талантливый, почти гениальный ювелир-самоучка, до этого в основном зарабатывавший на жизнь копированием известных украшений античности по частным заказам, в одночасье стал знаменитостью. На вопросы газетчиков он отвечал уклончиво: "Талмуд говорит, что для каждого человека в свое время наступит его час. Для меня мой час наступил теперь. Я получил несколько телеграмм с предложением приехать в Париж от таких редакций, как "Figaro", "Matin", "Petit Journal" и многих других. Я не отрицаю своего участия, но вместе с тем не могу подтвердить, что эта тиара – та самая, которую делал я".

Через несколько дней ювелир все же сдался, видимо, не выдержав неослабевающего интереса прессы к своей персоне. "Figaro" опубликовала такую телеграмму:

Гравер Израиль Рахумовский, проживающий в Одессе, Успенская улица, 36, категорически заявляет, что он является автором тиары, изготовленной им в 1896 г. по заказу лица, прибывшего из Керчи. Рахумовский готов по получении 1200 франков прибыть в Париж. Лувр, заявил он, может потратить 1200 франков, чтобы выявить подлинность вещи, за которую он уплатил 200 тысяч
Запрошенную сумму автору шедевра выделили во французском консульстве в Одессе, выдвинув Рухумовскому ряд условий. Во избежание шумихи в прессе его попросили прибыть в Париж инкогнито и не контактировать с журналистами. Поэтому 5 апреля 1903 года в отеле "Централь" поселился некий господин Барде, багаж которого переслали дипломатической почтой. В вещах были модели, рисунки и формы тиары, а также несколько иных работ Рухумовского.

В этот же день ювелир направился в Лувр, где началось расследование. Сначала члены комиссии под руководством Клермона-Ганно, не показывая ему тиары, просили Рухумовского описать собственное изделие, а потом решились на эксперимент: попросили его повторить на память фрагмент короны Сайтоферна под наблюдением известных археологов. Ювелир смог полностью воспроизвести часть фигурного фриза тиары, а также назвал рецепт металлического сплава, из которого ее изготовил.

Еще не видя самой тиары, я этим господам описал ее самым подробнейшим образом, указав все изъяны, специально мной сделанные; представил фотографические снимки, которые заказал в Одессе после того, как ее изготовил; представил даже гипсовые модели горельефов, указав при этом, в каких именно книгах они помещены. Я, наконец, по их требованию выписал из Одессы свои инструменты и у них на глазах этими инструментами точнейшим образом воспроизвел один из рисунков на тиаре. И всего этого этим господам мало! Неужели я должен сделать новую тиару, чтобы они поверили? Я сомневаюсь, впрочем, что эти господа и тогда убедятся – по той простой причине, что они просто не хотят быть убежденными, – вспоминал потом об этой проверке Рухумовскийю

Рассказал он и о том, что в 1895 году у нему обратился некий торговец из Керчи, попросивший изготовить имитацию древнегреческой тиары в подарок другу – видному ученому-археологу, и не ставить свое клеймо на изделии. Ювелир, который вместе с этим был художником, чеканщиком, гравером, справился с заказом всего за восемь месяцев. Для изображения скифских сюжетов Рухумовский, не разбирающийся в археологии, пользовался "Русскими древностями в памятниках искусства" авторства Толстого и Кондакова, а для сцен по мотивам произведений Гомера "Атлас в картинках к всемирной истории". Подтверждением его слов служило то, что графические ошибки, допущенные в этих изданиях, легко узнавались и на тиаре. За подделку, проданную за 90 000 руб. он получил в 50 раз меньше – всего 1800 руб., чему очень обрадовался. "Впервые в моей жизни я сразу получил столько денег. Вместе со сбережениями у меня стало три тысячи рублей. Значит, я почти богат!.." – писал позже ювелир.

Расследование "дела тиары Сайтоферна" продолжалось два месяца. В результате комиссия пришла к выводам, неутешительным для Лувра:

1. Тиара является подделкой.

2. Она изготовлена по заказу некого Гохмана современным мастером Рухумовским.

Вы не можете просматривать это вложение.
"Фальшивая тиара одурачила Лувр", – писали газеты о результатах расследования

"Дело" закрыли, а тиару снова поместили в экспозицию, правда, уже в зал современного искусства. Неизвестно, "утки" это или нет, но газеты писали о том, что Рухумовскому предложили вместе с тиарой отправиться в турне по Америке и посулили за это 200 000 франков. А американский музей Барнума и Ашлея якобы был готов выкупить драгоценность у Лувра еще дороже, чем тот ее приобрел – за 250 000 франков, если тот сможет гарантировать, что корона на самом деле подделка.

Зато доподлинно известно, что художник Майенс, после разоблачительных откровений которого и началось расследование, опубликовал в "Eclair" письмо, где сознался в обмане. Он писал, что обманул следователя и журналистов "ради шутки", но надеялся, что ему это простят благодаря тому, что "шутка" помогла выявить истину. Привлечь обманщика к ответственности, кстати, так и не удалось.

Посадили ли аферистов?

Представьте себе, нет! Несмотря на то, что в результатах расследования Клермона-Ганно упоминается имя Шепселя Гохмана, мошеннику удалось избежать ответственности: Рухумовский имени заказчика так и не назвал, Фогель и Шиманский предпочитали держаться в тени и не отвечать на вопросы. Сам одесский коммерсант заявил, что готов дать показания относительно "действующих лиц" истории с тиарой, но только если его не привлекут к ответственности. Иначе он обещал молчать десять лет, пока не истечет срок давности. Судя по всему, запрошенных гарантий аферисту так и не дали, поскольку развития истории не последовало.

После скандала с тиарой старший из братьев демонстративно отошел от дел, а Лейба Гохман продолжил заниматься семейным бизнесом, через "третьи руки" снабжая частных коллекционеров (в основном из США), а также музеи России, Великобритании, Италии, Греции, Германии и Франции археологическими древностями, среди которых основную часть по-прежнему составляли подделки. Правда, продавать золотые изделия Гохман больше не решался, успешно перейдя на торговлю фальшивками из серебра.

Первую такую "археологическую находку", маску бородатого бога, Гохман продал "постоянному клиенту" их фамильного предприятия – Одесскому археологическому музею. Удачно избежав разоблачения, он в 1905 году через подставное лицо сбыл крупную партию поддельных "скифских" ваз частному коллекционеру из Крыма. А еще два года спустя аналогичная партия серебряных предметов интерьера отправилась в Московский исторический музей. Там быстро обнаружили, что древности таковыми не являются, но доказать причастность одесского негоцианта к их изготовлению опять не удалось.

Тем не менее в российских музейных кругах и среди коллекционеров Гохман сделался персоной нон грата. Тогда предприимчивый коммерсант стал работать с зарубежными заказчиками, а после революции 1917 года перебрался в Берлин, вероятнее всего, захватив с собой партию подделок, а возможно, и работавшего над ними мастера. Такой вывод можно сделать исходя из того, что фальшивые ценности, подозрительно похожие на те, которыми торговал Гохман, до сих пор иногда "всплывают" в музеях и частных коллекциях.

Например, одна из разоблачительных историй снова оказалась связана с невезучим Лувром, который в 1962 году купил серебряный позолоченный ритон (рог для питья) в форме кабаньей головы с фигурками скифов на горлышке. Через несколько лет приоберетение осмотрела сотрудница Эрмитажа и специалист по античным изделиям из металла Северного Причерноморья Анна Передольская. Ее диагноз был неутешительным: изделие оказалось искусно выполненной подделкой. Кстати, почти такой же сосуд хранится и в коллекции Исторического музея, куда Гохман продал ритон в 1908 году, что и позволило связать их вместе. В Лувр подделка попала от одного из немецких коллекционеров, который, возможно, когда-то тоже купил его у Гохмана.

В статье использованы:
Сокращенная версия книги Александра Гуна "Тайна золотой тиары"
http://reading-hall.ru/publication.php?id=9693

Статья Александра Левита "Мастерство ювелира или афера века: как очаковский жулик обманул Лувр"
http://blog.i.ua/community/1952/1882801/

Книга Иосифа Брашинского "В поисках скифских сокровищ"
http://ru-sled.ru/v-poiskax-skifskix-sokrovishh-kniga-iosifa-brashinskogo/
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?