Исторические находки и открытия

Автор Alina, 01.03.2021, 15:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

azazella177 06

#3345
Цитата: Demetrius от 20.09.2025, 01:17
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Елена Степанова

Цитата: Demetrius от 20.09.2025, 00:21Какой же они пользовались письменностью?
Там же есть на фото на туши.

Елена Степанова

В согдийском дворце нашли фрагменты древней фрески со жрецами-огнепоклонниками
Их раскопали в Таджикистане




Художественная реконструкция настенной росписи

ЦитироватьАрхеологи обнаружили в Таджикистане фрагменты ценной настенной росписи, которая украшала стены согдийского царского дворца городища Санджар-шах. Во время раскопок здания они нашли куски фрески, на которой изображена процессия из четырех жрецов, идущих к алтарю огня. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

Согдийцы представляли собой ираноязычный народ, который в древности проживал главным образом на территории Центральной Азии и играл важную роль в торговле и культурном обмене по Шелковому пути. Один из интересных памятников, связанных с согдийцами, советские исследователи обнаружили в 1940-х годах на северо-западе Таджикистана, недалеко от города Пенджикент. Там они нашли остатки укрепленного поселения, названного Санджар-шах, систематические раскопки которого начались только в 2001 году.


Остатки дворца из памятника Санджар-шах

ЦитироватьПо данным археологов, самые ранние сооружения этого памятника датируются концом V века нашей эры, однако основная часть городской застройки относится к более позднему периоду — после 740-х годов нашей эры. К этому времени, в частности, относятся остатки царской резиденции, разрушенной в третьей четверти VIII века нашей эры. Впоследствии местные жители перепрофилировали помещения этого бывшего дворца под хозяйственные нужды.

Теперь Михаэль Шенкар (Michael Shenkar) из Еврейского университета в Иерусалиме вместе с коллегами из Таджикистана рассказал о некоторых результатах раскопок, проходивших в этом царском дворце в 2022–2023 годах. По словам ученых, первоначально стены исследованного здания украшали различные росписи и резные деревянные изделия, от которых до наших дней сохранились лишь фрагменты. В частности, во время недавних раскопок археологи обнаружили около 30 фрагментов фресок в так называемом Прямоугольном зале — помещении размером примерно 15,6 на 19 метров, вдоль двух стен которого располагались своеобразные скамейки-выступы.

Судя по небольшим сохранившимся фрагментам, на одной из фресок первоначально была изображена сцена сражения между воинами в тяжелых доспехах и демонами — подобный сюжет известен и из других согдийских памятников. Однако основное внимание ученые сосредоточили на другой настенной росписи, реконструируемый размер которой составляет примерно 1,5 на 2,5 метра. На этой фреске, если верить дошедшим до нас кускам, была изображена процессия, состоящая из четырех жрецов и, возможно, одного ребенка, которые шли к алтарю огня.


Фрагменты настенной росписи
ЦитироватьПо словам авторов статьи, ранее изображения согдийских жрецов вместе с подобными алтарями встречались только в оссуариях, то есть в местах, предназначенных для хранения человеческих останков. Кроме того, на недавно обнаруженной фреске можно рассмотреть некоторые детали. Например, ближайшая к алтарю фигура человека (видимо, самого значимого среди них) изображена стоящей на коленях и подносящей к алтарю переносную курильницу. Также можно рассмотреть, что согдийские жрецы носили бороды, длинную одежду и поясные сумки, а также прикрывали рот и нос специальной маской.

Памятники согдийской культуры исследуются не только в Таджикистане, но и на территории Узбекистана. Раскопки одного таких объектов, расположенных недалеко от Самарканда, позволили выяснить, какие блюда подавались на стол согдийских царей. Находки показали, что их меню включало блюда как восточной, так и западной кухни.

https://nplus1.ru/news/2025/09/02/sanjar-shah

Похоже на индуистскую ягью, проводимую браманами.

Demetrius

Цитата: Елена Степанова от 20.09.2025, 13:41Похоже на индуистскую ягью, проводимую браманами.

Неудивительно, учитывая наличие в древности индо-иранской культурно-языковой общности.
Так же неудивительно участие израильских археологов в изысканиях на тему согдийской старины. Временной отрезок выбран то что надо: как раз эпоха, конец которой положило арабское нашествие в те места))
Министерство Пространства и Времени

Сергей В.

Цитата: Елена Степанова от 20.09.2025, 13:41Похоже на индуистскую ягью, проводимую браманами
Похоже, но индусы сидят, а заратустровцы ходют dontknow

Demetrius

Цитата: Сергей В. от 20.09.2025, 21:59Похоже, но индусы сидят, а заратустровцы ходют dontknow

А если бы индусы ходили, то зороастрийцы сидели бы. И так у них всё.
Министерство Пространства и Времени

Сергей В.

Цитата: Demetrius от 20.09.2025, 22:26А если бы индусы ходили, то зороастрийцы сидели бы. И так у них всё.
Кстати, огонь и у иудеев в храме все время горел, тоже для принесения символических жертв. Хотя впоследствии пути их разошлись: зороастрийцы перешли от поклонения Мазде к многобожию, а евреи наоборот.

Demetrius

Цитата: Сергей В. от 21.09.2025, 11:25Кстати, огонь и у иудеев в храме все время горел, тоже для принесения символических жертв. Хотя впоследствии пути их разошлись: зороастрийцы перешли от поклонения Мазде к многобожию, а евреи наоборот.
Зороастрийцы всегда были дуалистами. Но на иудаизм они действительно повлияли.
Министерство Пространства и Времени

Елена Степанова

"Огонь" - вероятно, от "Агни" - индуистского бога огня? Через санскрит?
Теперь минутка юмора. Не могла пройти мимо.  :D

ЦитироватьЛица двух мужчин реконструировали по 2500-летним черепам
Они жили в развитом древнем городе Килади.

Ученые воссоздали облик двух мужчин, которые жили на территории современной Южной Индии около 2500 лет назад. Цифровые реконструкции лиц сделаны на основе черепов, обнаруженных во время раскопок древнего захоронения Кондагай в штате Тамилнад, пишет Live Science.

Комментарии под постом бесценны.

ЦитироватьПавел Колодченко
Вот почему реконструированные лица постоянно похожи на наших бомжей?

Виктория Ставицкая
Павел, те и другие - люди. У одних цвет от природы, у других - от немытости и суровой жизни

Vladimir Lukhminsky

Мигранты без визы

Владислав Мокрецов 
Узбеки

Demetrius

Цитата: Елена Степанова от 21.09.2025, 21:33"Огонь" - вероятно, от "Агни" - индуистского бога огня? Через санскрит?

Просто однокоренные слова, входящие в базовый праиндоевропейский лексикон.
Министерство Пространства и Времени

Demetrius

Цитата: Елена Степанова от 21.09.2025, 21:33Теперь минутка юмора. Не могла пройти мимо.  :D

Комментарии под постом бесценны.

Существует гипотеза об очень отдаленном родстве дравидийских и уральских языков.
Министерство Пространства и Времени

Елена Степанова

#3356
Цитата: Demetrius от 21.09.2025, 21:40Просто однокоренные слова, входящие в базовый праиндоевропейский лексикон.
А в каком из европейских языков есть этот корень? Кроме славянских? Но, вероятно, вы правы.

Елена Степанова

Археологи обнаружили в Германии древнеримский цех по изготовлению гвоздей для калиг



ЦитироватьВ Германии в ходе археологических раскопок на месте римского кастелла Шрамберг-Вальдмёссинген в районе Роттвайль был обнаружен и достоверно идентифицирован уникальный производственный комплекс. Речь идет об остатках мастерской, или fabrica, специализировавшейся на изготовлении и хранении железных гвоздей для знаменитых римских военных сандалий — калиг. Это открытие, имеющее огромное значение для понимания римской военной логистики в регионе Верхнего Неккара в последней четверти I века нашей эры, стало результатом учебных раскопок. Они были организованы совместно Управлением охраны памятников земли Баден-Вюртемберг и отделом археологии римских провинций Фрайбургского университета. Работы, начавшиеся четвертого августа, предоставили студентам из различных университетов Германии возможность применить на практике современные методики археологических исследований. Исследования сконцентрировались на крупном каменном здании размером примерно 50 на 20 метров, которое было частично обнаружено еще в 1896 году. Более века его функция оставалась загадкой для ученых. Небольшие по масштабу, но высокоточные современные раскопки позволили выявить как минимум две строительные фазы здания и получить самые убедительные доказательства его предназначения. Внутри было обнаружено более ста железных гвоздей, которые находились в состоянии, указывающем на их новизну — они были изготовлены, но никогда не использовались. Эти предметы длиной около полутора сантиметров были однозначно идентифицированы как характерные гвозди для подошв армейской обуви легионеров. Как пояснил доктор Андреас Тиль из Управления охраны памятников, наличие такого количества гвоздей, произведенных или хранившихся здесь в крупных масштабах, полностью меняет представление о функциональном назначении кастелла Вальдмёссинген. В эпоху императора Веспасиана, около 74 года нашей эры, этот объект был логистическим центром, снабжавшим имперские войска, продвигавшиеся из Верхнего Рейна. Необходимость массового производства и распределения этих гвоздей была крайне важна, поскольку во время длительных маршей легионов гвозди часто терялись и требовали постоянной замены. Это было настолько глубоко интегрировано в военную систему, что солдаты даже получали специальное денежное довольствие, так называемый clavarium, которое было предназначено исключительно для покупки новых гвоздей к своей обуви. Эта практика подчеркивает, насколько важным было поддержание обуви в надлежащем состоянии для мобильности и эффективности римских легионов. Систематическая замена потерянных в походах гвоздей рассматривалась не как бытовая мелочь, а как важная статья армейских расходов, обеспечивающая боеготовность войск. Обнаруженная мастерская не была простым вспомогательным объектом, а являлась неотъемлемой частью сложной системы снабжения, выполняя функцию централизованного склада. Именно отсюда, из этого стратегически важного узла, необходимые материалы распределялись по различным военным опорным пунктам, разбросанным по всему региону. Особое значение этот логистический центр имел для обеспечения легиона, расквартированного неподалёку в Роттвайле, на месте античного города Арае Флавиae (Arae Flaviae). Это открытие подтверждает высочайший уровень организации римской военной машины, способной создавать и поддерживать эффективную инфраструктуру даже на самых отдалённых границах Империи.

Источник: New-Science.ru https://new-science.ru/arheologi-nashli-v-turcii-neoliticheskij-dom-mertvyh-s-dvadcatju-pogrebeniyami/

Елена Степанова

Археологи обнаружили святилище Одиссея на острове Итака



ЦитироватьАрхеологи из Университета Янины, десятилетиями работающие на главном археологическом участке Агиос Афанасиос на греческом острове Итака, известном как Школа Гомера и расположенном в северной части острова, нашли место расположения святилища героя Одиссея — мифического царя Итаки, одного из ключевых персонажей «Илиады» и главного героя «Одиссеи», произведений Гомера. Центральную часть участка представляет собой крупная скальная формация, находящаяся в районе с источниками воды. Раскопки проводились на двух террасах, соединённых двумя высеченными в скале лестницами, а также в нескольких точках на более низкой высоте. На Верхней террасе выделяются остатки эллинистической башни III века до нашей эры, в то время как на Большой террасе обнаружено крупное прямоугольное сооружение. Самые ранние свидетельства человеческой деятельности на этом месте относятся к финальной неолитической фазе (конец V–IV тысячелетия до нашей эры) и включают несколько десятков кремневых артефактов, а также сотни фрагментов керамики. Что касается бронзового века, на данный момент идентифицированы несколько десятков фрагментов примерно 30 различных сосудов, датируемых концом XIV–XIII веками до нашей эры. На участке также был обнаружен подземный источник с боковыми стенами, сложенными по технологии ложного свода из крупных блоков — один из немногих известных примеров такого рода. Исходя из его формы, конструктивных особенностей и находок внутри фрагментов сосудов позднемикенского периода, вероятно, он относится к дворцовому микенскому периоду, что подтверждается и более ранними исследованиями. Это микенское поселение в Школе Гомера, вероятно, служило для контроля над портами и землями, а также для защиты и управления богатыми водными ресурсами региона. Оно могло быть частью сети из 7–8 микенских поселений, разбросанных по плодородной и хорошо связанной северо-западной части Итаки. Эта сеть, по-видимому, очерчивает основную зону городского центра острова в период микенских дворцов (XIV–XIII века до нашей эры). Что касается исторического периода, наибольшее количество керамического материала относится к эллинистической и ранней римской эпохам (вплоть до I–II веков нашей эры). Среди фрагментов крупных сосудов идентифицированы восемь частей ритуальных ёмкостей, использовавшихся в греческих святилищах для омовений или очищений водой. Помимо множества мелких предметов, среди находок — набор из 34 фрагментов глиняных подношений, несколько десятков глиняных грузил для ткацких станков, небольшой клад золотых украшений и другие предметы, в основном из бронзы. Более 100 монет из различных городов (III век до нашей эры — II век нашей эры) свидетельствуют о постоянном потоке посетителей на это место. Также найдены тысячи фрагментов эллинистической и римской черепицы, 14 из которых имеют штампы с надписями на греческом и латинском языках. На одном из них сохранилась часть надписи и буква Δ, на другом — буквы ΔΗ, перевёрнутые (возможно, как аббревиатура слова «общественный»), а на двух других — часть имени Аполлона Агиея, что указывает на местный культ.


Фрагмент запечатанной плитки с частью имени Одиссея, эллинистический период.

ЦитироватьОбнаружены и фрагменты с надписями, содержащими имя ΟΔΥCCEOC (Одиссей в родительном падеже), а также, вероятно, в дательном падеже — ΟΔΥCCEI, возможно, от посвятителя. Кроме того, найден миниатюрный бронзовый бюст с чертами Одиссея, соответствующими его изображениям в греко-римском искусстве и на бронзовых монетах с Итаки IV–III веков до нашей эры. Расцвет комплекса приходится на эллинистический и раннеримский периоды (вплоть до I–II веков нашей эры). Комплекс отличается массивными сооружениями на террасах, включающими впечатляющие резные архитектурные элементы, а также ниши для подношений или надписей, что свидетельствует об интенсивном использовании нижнего пространства в культовых целях. Теперь эллинистический монументальный комплекс можно уверенно идентифицировать как святилище Одиссея на Итаке, упоминаемое — наряду с состязаниями в его честь (Одиссеи) — в декрете жителей Итаки около 207 года до нашей эры. Спустя примерно столетие после обнаружения вотивной надписи ΕΥΧΗΝ ΟΔΥΣΣΕΙ («благодарение Одиссею») на фрагменте глиняной маски позднеэллинистического периода в пещере залива Полис, два новых эпиграфических свидетельства той же эпохи (ΟΔΥΣΣΕΟΣ и ΟΔΥΣΣΕΙ) о культе героя в северо-западной Итаке — в сочетании с остальными имеющимися данными — подтверждают существование здесь значимого общественного комплекса, игравшего центральную роль в религиозной, социальной и, возможно, политической жизни итакийцев в эллинистический и раннеримский периоды, а также выполнявшего более широкую функцию места паломничества.

Источник: New-Science.ru https://new-science.ru/arheologi-obnaruzhili-svyatilishhe-odisseya-na-ostrove-itaka/

Demetrius

Цитата: Елена Степанова от 21.09.2025, 22:08А в каком из европейских языков есть этот корень? Кроме славянских? Но, вероятно, вы правы.

В латыни "игнис".
Министерство Пространства и Времени