Городские легенды. Москва.

Автор Alina, 12.01.2021, 22:29

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alina

В каждом городе есть места, с которыми связаны какие-то мистические события, легенды. Городские легенды передаются из поколения в поколение, совсем как хорошие книги или семейные традиции. И в каждом городе можно составить свой собственный мистический путеводитель.

16 страшных легенд Москвы

Источник: https://kudago.com/msk/list/7-strashnyh-legend-moskvy/
                  https://kudago.com/msk/place/ulica-kuzneckij-most/

Москва с её древней историей, полной кровавых событий и загадочных обитателей, слывёт одним из самых мистических мест в мире. Необъятный город, такой привычный и открытый днём, с наступлением ночи обретает свой потусторонний флёр. Часы чернокнижника, Воланд на Патриарших, дух модистки, убивающей журналистов, и призрачная машина, поездка на которой не доведёт до добра: редакция KudaGo решила напомнить мрачные легенды Москвы, которые могут внезапно материализоваться.

Призраки «Дома на набережной»


Элитный московский дом на месте главной городской виселицы, ставший символом эпохи Большого террора.

После того, как через год после Октябрьской революции столица была перенесена из Петербурга в Москву, возникла проблема с расселением большого количества госслужащих. В итоге было принято решение построить отдельный дом, рассчитанный на представителей политической элиты. Строительство здания продолжалось более трёх лет, и в результате на берегу Москвы-реки возвели огромный мрачный дом.
Примечательна также история места, где находится это здание. Изначально эта территория была полностью заболочена, затем здесь построили хозяйственные складские помещения, а впоследствии — место для проведения казней.  История места, на котором в 1931 году был построен Дом правительства (прозванный в народе «Улыбкой Сталина», «Ловушкой для большевиков» и «Домом предварительного заключения»), полна драматичных эпизодов. Ещё в эпоху Ивана Грозного по соседству с Болотным островом стоял зловещий дом верховного Малюты Скуратова с пыточным подвалом. Во времена царской России у реки приводились в исполнение смертные приговоры через повешение, именно здесь был публично казнён Емельян Пугачёв.
В новом доме поселились высшие партийные чины, члены правительства, деятели науки, писатели и другие высокопоставленные лица. На тот момент двенадцатиэтажный дом, в котором было двадцать четыре подъезда и более пятисот квартир, входил в число крупнейших жилых зданий в Европе. В Доме на набережной проживали Сталин, Жуков, Стаханов, Хрущёв, Ворошилов и другие видные личности. В комплексе были предусмотрены все необходимые службы: почта, телеграфная станция, спортзал, сберегательная касса, поликлиника, магазины и столовая, в которой обслуживание осуществлялось только по талонам. Въезжая в этот дом, не нужно было привозить ничего своего: ни мебель, ни посуду, ни предметы обстановки — всё это передавалось новым жильцам вместе с ключами.
Дурная слава стала распространяться об этом месте, когда начались сталинские репрессии, и примерно третья часть жильцов Дома на набережной была репрессирована и расстреляна. Паническим ужасом были пропитаны сами стены дома, что не могло не сказываться на проживающих в нём людях: некоторые оказывались не способны выдержать давление психологического пресса и совершали самоубийство. Нередко арестовывали членов семей партийной элиты — жён и детей, не достигших совершеннолетия.
С тех пор в Доме на набережной стали часто появляться призраки, жильцов преследовали видения и навязчивые идеи, некоторые сходили с ума.
Сегодня Дом на набережной является историческим памятником и входит в число охраняемых государством объектов. Окутавшая его пелена мистики не рассеивается, о доме по сей день ходит дурная слава.
Например, один из жильцов дома, ныне покойный писатель и сценарист Эдуард Хруцкий рассказывал, что дружил с соседями сверху. Однажды накануне Нового года он поднялся к ним в квартиру, чтобы пригласить отметить праздник вместе, и застал их пакующими вещи: они получили долгожданное разрешение на выезд в Израиль. На следующий день квартира опустела. Но ещё спустя несколько дней Хруцкий, выйдя на балкон, услышал, что наверху играет довоенное танго «В парке Чаир». Он решил подняться наверх, чтобы познакомиться с новосёлами, которые так незаметно заехали. Подойдя к дверям, он всё ещё слышал старую мелодию, но стоило нажать на кнопку звонка, как музыка стихла. Хруцкий потянул за ручку, и дверь открылась. Он включил свет в коридоре, прошёл по квартире, но та оказалась пуста. Позже писатель узнал, что в тридцатые годы там жила семья репрессированных, которые до ареста любили слушать это танго.

Серый экипаж и призрак любовницы Саввы Морозова на Кузнецком мосту
Таинственный извозчик в чёрном плаще в самом центре Москвы по-прежнему рыщет в поисках ночных пешеходов?



Старинный мост через реку Неглинную дал название улице, на которой жили представители давних русских фамилий: Мясоедовы, Салтыковы, Долгоруковы, Голицыны и другие знатные семейства.
Улица Кузнецкий Мост проходит от Большой Дмитровки до Большой Лубянки и расположена внутри Бульварного кольца Москвы. В середине XVIII века по проекту архитектора Ухтомского через реку Неглинную вместо деревянного мостика построили мощный по тем временам каменный трёхпролётный мост шириной 16 метров и длиной почти 30 метров. Реку планировали превратить в городской канал, а на Трубной площади выкопать пруд. Однако всё получилось иначе: узенькую речку заключили в подземную трубу и засыпали грунтом, чтобы поднять уровень улиц, так что каменные конструкции моста оказались под землёй. Так как первоначально существовал мост через реку, то при прокладке улицы ей дали такое же название.

С Кузнецким мостом связано множество историй. До 1917 года Кузнецкий Мост был главной торговой улицей столицы: здесь располагались магазины модной одежды, книжные развалы, фотоателье. Модная улица была застроена особняками и усадьбами, которые в наши дни признаны памятниками культуры. Здесь же располагались популярные игорные заведения и рестораны.
Кузнецкий мост видел немало проигравшихся в пух и прах аристократов, разочарованных влюблённых, гуляк и шулеров всех мастей.
Рассказывают, что в XIX веке у игорных домов дежурил Серый экипаж, который предлагал игроку задёшево отвезти его домой. Тех, кто соглашался, больше никто никогда не видел.
Говорят, что и в наши дни после полуночи здесь можно встретить таинственную серую машину, поджидающую путников. Тем, кто её заметит, рекомендуют ни в коем случае не отзываться на зов водителя.
Ещё одна легенда, связанная с этим местом, уходит корнями во вторую половину XIX века, когда француженка Жужу, любовница Саввы Морозова, погибла на Кузнецком мосту под колёсами конного экипажа. Девушка выскочила на дорогу, услышав крики мальчика-газетчика о том, что известный меценат покончил с собой. До больницы её доставили ещё живой, но через несколько часов она умерла.
Той же ночью разносчика газет нашли задушенным в одной из подворотен. Орудие убийства так и осталось на шее — это был чулок с ноги мёртвой Жужу. По странному стечению обстоятельств вскоре умерли и три корреспондента той газеты, что сообщала сенсацию о Савве Морозове.
Говорят, что призрак француженки до сих пор ходит по улице, и встреча с ним сулит молодым девушкам разлуку с любимым.

Призрак в театре имени Пушкина на Тверском бульваре


Театр, ставший жертвой игры злых сил и благополучно освободившийся от проклятия.

Рассказывая об истории Театра имени Пушкина, в первую очередь обратимся к истории его «предшественника» — легендарного Камерного театра Александра Таирова. В 1914 году режиссёр и его жена, ведущая актриса будущего театра Алиса Коонен, искали помещение для Камерного театра, и их внимание привлёк таинственный особняк на Тверском бульваре. Реконструировав здание и пристроив к нему сцену и зрительный зал, в том же 1914 году Таиров открыл Камерный театр спектаклем «Сакунтала». Жанровое разнообразие (от трагедии до буффонады), собственный театральный язык, труппа, равной которой, по признанию современников, не было в Европе, и знаменитый таировский метод воспитания «синтетического» актёра дали свои плоды: Камерный вскоре стал одним из самых популярных московских театров. За ним закрепилась репутация новаторского во многом благодаря репертуару. Впрочем, это-то новаторство и стало причиной прекращения существования Камерного театра: в 1949-м его закрыли «за эстетство и формализм».

Однако в 1950 году реорганизованный театр вновь открылся под именем Московского драматического театра имени Пушкина. Здание перестроили, и его новая часть оказалась на месте кладбища церкви Иоанна Богослова. Узнав об этом, вдова Таирова — прима театра Алиса Коонен — в сердцах прокляла театр перед смертью. Публика стала обходить спектакли стороной, премьеры оканчивались скандалами, постановки становились всё слабее, из зала то и дело раздавались свист и улюлюканье.
Среди работников театра появилась легенда о привидении Алисы Коонен, и в 1991 году помещение решили освятить. Накануне обряда во время спектакля в зале внезапно появилась тропическая бабочка ослепительной красоты, покружилась над сценой и исчезла. Кто знает — может быть, это душа Алисы Коонен наконец сняла своё проклятие?

Машина с того света у дома Лаврентия Берии



Этот дом был построен по заказу московского городского головы Тарасова в XIX веке. Дом неоднократно продавался и получал новых хозяев, которые перестраивали и надстраивали помещения. В конце 30-х годов XX века здесь поселился нарком внутренних дел Советского Союза Лаврентий Берия.
На сегодняшний день дом Берии оброс множеством мрачных легенд, благодаря чему входит в число наиболее интересных мистических мест в столице. Некоторые предания гласят, что ещё до того момента, как в этот дом вселился Лаврентий Павлович, в подвале регулярно проводились расстрелы неугодных режиму. Заметная роль в мистификации принадлежит и самому Берии, на квартиру к которому нередко привозили привлекательных женщин, чья дальнейшая судьба покрыта мраком неизвестности. Кроме того, встречаются упоминания о том, что при ремонте здания в подвале нашли орудия пыток.

Ходят слухи, что раз в месяц на Малой Никитской появляется лимузин-невидимка. Случайный пешеход слышит шуршание шин и рокот мотора, но самой машины не видно. Но, судя по звукам, призрачный автомобиль словно останавливается у главного входа в особняк, затем слышны мужские и женские голоса, которые исчезают внутри дома, а машина уезжает.

Кровавые часы на Красных воротах, отсчитывающие чей-то последний час и предрекающие бедствия.



Знаменитый дом № 2 по Спартаковской улице, где сейчас находится Московский государственный строительный университет, возвели в XVIII веке.
На фасаде здания между окнами второго этажа до сих пор заметны очертания доски-трапеции, напоминающей по форме крышку гроба. Когда-то на ней были выбиты очертания креста, названия месяцев, цифры, астрологические символы и другие знаки, а в середине был вставлен стержень.
В тридцатые годы ХХ века знатоки столичной истории из общества «Старая Москва» занялись изучением таинственной доски. На заседании общества объявили, что трапеция представляет собой вечный календарь, устроенный по принципу солнечных часов. По легенде, часы по приказу Петра Великого сделал талантливый учёный Яков Брюс. Они якобы показывали, где искать золото и когда начинать войну.
Но те первые часы затерялись в Петербурге, и позже некий барин с Разгуляя заказал Брюсу такие же. Когда Брюс их сделал, заказчик уже умер, а его наследники посмеялись над колдуном и не стали платить за работу. Брюс рассердился и сказал: «Пусть будут прокляты эти часы и только плохое показывают».
Говорят, что перед революциями и войнами камень, из которого выточили часовую доску, становился кроваво-красным. Также рассказывают, что иногда на стене дома вместо часов появлялась чёрная гробовая крышка с белым крестом, и верхушка креста указывала, где зарыт клад.
Некоторые смельчаки находили клады по брюсовскому указателю, но колдовские сокровища счастья никому не принесли: все кладоискатели вскоре умирали.
Что же касается участников общества «Старая Москва», которые исследовали часы, то, по неофициальным данным, многие из них вскоре начали страдать психическими заболеваниями и даже совершали самоубийства.
Позже московские власти приказали уничтожить знаки, а доску закрасить. Но среди студентов строительного вуза до сих пор ходят слухи, что за доской в здании института скрывается потайная комната, где спрятаны сокровища Брюса. Некоторые ищут эту комнату и в наши дни.

Кровавые капища Патриарших прудов



Не раз воспевали это место писатели и поэты, рисовали художники, посвящали ему песни музыканты. Но не все знают, почему место названо Патриаршими прудами, когда пруд здесь всего один.
До того, как это место избрал своей резиденцией патриарх Гермоген, здесь располагалось Козье болото. А так как он был большим любителем отведать рыбных блюд, здесь вырыли три пруда, чтобы разводить рыбу и свежей поставлять её на стол. После того как патриаршество отменили, за прудами было некому следить, и они превратились в болота. В итоге после пожара 1812 года два засыпали, а одно оставили, обустроив вокруг небольшой сквер.
Название — Патриаршие — просуществовало до революции. При советской власти и до 1992 года место называли Пионерскими прудами.

Где должен явиться дьявол? В романе Михаила Булгакова нет случайностей, и каждая деталь имеет мифологический смысл. Почему же писатель выбрал в качестве места первого появления Воланда в Москве Патриаршие пруды?
Название Козьи болота на самом деле связано было не с козами, а с кознями злых сил, точнее — неприкаянных душ. Досаждают ныне живущим призраки людей, которых некогда принесли в жертву языческие жрецы, — если верить легенде, на территории сегодняшних Патриарших в древности находились кровавые капища. Любопытно, что иногда бедолагам, чью жизнь приносили в дар богам, отрезали головы. Поэтому место для встречи Берлиоза с Сатаной Михаил Афанасьевич выбрал вовсе не случайно.

Останкинская горбунья



По утверждениям археологов, в своё время в районе Останкино располагалось языческое капище, где проводили жертвоприношения. Позднее на месте святилища появилось небольшое немецкое кладбище, а в 1746 году открыли морг и погост, куда свозили самоубийц и неопознанных покойников. Ещё десять лет спустя в Останкино открыли обычное кладбище, получившее название Лазаревского — в честь кладбищенской церкви Лазаря.
Также неподалёку от Останкинского телецентра есть жилой высотный дом, на месте которого когда-то располагались Актёркины пруды.
Графы Шереметевы, которым принадлежала Останкинская усадьба, держали домашний театр. С актёрами обращались сурово, и многие актрисы, не выдержав испытаний, топились в Останкинских прудах.
Понятно, что такая богатая история не могла не обрасти жуткими мифами.
Самая известная останкинская легенда связана с загадочной горбатой старухой-вещуньей. Есть версия, что когда-то по старинному обычаю в Останкино зарыли живьём колдунью, и с той поры её дух не находит себе покоя. Кому-то он пророчит беду, а кого-то предупреждает об опасности.
Первые упоминания об останкинской горбунье относятся ещё к 1558 году. Тогдашний владелец этих земель, боярин Алексей Сатин, собирался распахать пустошь, на которой позднее построили дворец Шереметевых. Но не успел он начать работы, как к нему явилась горбунья и сказала, что если он тронет эти земли, то быть беде. Боярин только рассмеялся и велел гнать незваную гостью прочь. А через три дня его казнили по приказу Ивана Грозного, и земля так и осталась нераспаханной.
Призрачная старуха ещё не раз появлялась в Останкино, а последний её визит очевидцы связывают с пожаром, который произошёл в октябре 1993-го года. Рассказывают, будто некая горбунья подошла к входу в телецентр, охрана потребовала у неё пропуск, а незнакомка вдруг повела носом и сказала: «Кровью тут у вас пахнет». После чего развернулась и исчезла. За два дня до пожара лифтёрша, позднее погибшая в пламени, рассказывала коллегам, что видела галлюцинацию — окутанную дымом сгорбленную фигуру женщины.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

#1
Временной провал, волшебные камни и дикари в Голосовом овраге



В селе Коломенском на юге Москвы есть аномальное место, которое называется Голосов овраг. Местные жители во все времена старались обходить его стороной.
По преданию, именно здесь произошла битва Георгия Победоносца со Змием. Следы от копыт коня превратились в родники вдоль ручья, а останки — в два огромных валуна. Первый, «Гусь-камень», лечит мужские болезни, а второй, «Девичий», приносит счастье женщинам.
Но, говорят, Голосов овраг — это ещё и временной портал. Правда, до сих пор никто точно не может сказать, куда именно. В Софийском временнике описано следующее событие. В 1621 году у ворот государева дворца неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. Их окружили стрельцы, охранявшие ворота, и взяли в плен. Всадники рассказали, что они — воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Голосов овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет.
Царь Михаил Фёдорович приказал провести дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка не соответствовали вооружению того времени, а походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.
В XIX веке в документах Полицейского управления Московской губернии отмечались многочисленные случаи загадочного исчезновения жителей соседних сёл. Одно из таких происшествий было описано в июле 1832 года в газете «Московские ведомости». Двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарёв, возвращаясь ночью домой из соседней деревни, решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне долины клубился густой туман, в котором неожиданно возник «коридор, залитый бледным светом». Мужчины вошли в него и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут крестьяне вышли из тумана и продолжили путь. Когда они пришли в родную деревню, оказалось, что прошло уже два десятилетия. Жёны и дети, постаревшие на 20 лет, с трудом их узнали.
В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из путешественников во времени снова растворился в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой.
Документы Полицейского управления за период 1825—1917 годов свидетельствуют, что в Московской губернии не раз происходили загадочные исчезновения людей среди жителей сёл Коломенское, Садовники, Дьяково и Новинки.
Голосов овраг называли еще и «Волосов», возможно, в честь древнего божества Волоса или Beлеса — властителя подземного мира, покровителя домашних животных и богатства. Имя божества происходит от слова «волохатый», то есть мохнатый.
В Голосовом овраге не раз видели «волосатых людей», принимая их за нечисть или призраков. Описания таких случаев есть в хрониках времён Ивана Грозного, а последние упоминания относятся ко временам советской России. В 1926 году милиционер наткнулся в густом тумане на «заросшего шерстью дикаря» огромного роста и выпустил в него все патроны из пистолета, но призрак растаял в воздухе.

Проклятье «Царицына»



В XVIII веке по указу императрицы Екатерины II был заложен парк Царицыно. Предполагалось, что это будет летняя императорская резиденция, которая заменит усадьбу Коломенское, порядком наскучившую императрице. Дворцовый комплекс строился много лет. Первый дворец, построенный архитектором Василием Баженовым, не понравился Екатерине, поэтому был снесён. На его месте архитектор Матвей Казаков возвёл новое здание, которое и сохранилось до наших дней.
Дворцовый комплекс парка является образцом русской готики в архитектуре, он не имеет себе равных в России. Сам парк Царицыно расположен на холмистой местности, имеет каскад прудов. Для создания английских садов в императорской резиденции был выписан из Англии один из лучших садовников того времени Фрэнсис Рид.
Но Екатерина II умерла раньше, чем закончились работы по созданию дворцов и садов Царицыно. Кроме неё некому было заниматься этой резиденцией. Сады стали быстро зарастать, дома ветшали. В XIX веке парк был открыт для гуляний, в оранжереях, которые были заложены ещё при Екатерине, выращивали и продавали экзотические фрукты.
С 1860 года парк и многие его постройки стали дачами. Там отдыхали известные писатели: Достоевский, Тютчев, Чехов, Плещеев, именно здесь Бунин познакомился со своей будущей женой. В своё время бывали здесь Чайковский, Тимирязев и многие другие видные деятели культуры и науки.

Но о мистике. Сотрудники Московского метрополитена надолго запомнили день 1 января 1985 года. 7 часов утра, поезд мчится по тоннелю к только что открытой на юге столицы станции метро «Ленино». Когда состав набирает максимальную скорость, на глазах у машиниста от стены тоннеля откалывается огромный фрагмент облицовки, а вслед за ним хлещет вода.
Подобные аварии повторялись в апреле 2001, в ноябре 2003, а в 2011 году на участке, проходящем под парком Царицыно, случился пожар.
Для большинства москвичей это лишь часть жизни большого города, но исследователи аномальных явлений считают иначе. По их мнению, музей-заповедник «Царицыно» — место с особой энергетикой, часто неблагоприятно влияющей на людей.
А эта история записана со слов одного из сотрудников музея-заповедника относительно недавно. За год, что он там работал, заметил, что работники «Царицыно» постоянно ссорились между собой, а в психбольнице побывало минимум пять дежурных милиционеров.
В одно из ночных дежурств правоохранитель отправился в цокольный этаж музейного помещения с обходом и пропал минут на тридцать. Сотрудники забеспокоились и спустились следом. Картина была приблизительно такая: милиционер с совершенно безумными глазами и оружием наголо крутился вокруг своей оси, никого к себе не подпуская, а в стенах было несколько пулевых отверстий. Его насилу успокоили и вызвали «скорую». На следующий день начальник охраны показал запись с камеры видеонаблюдения. На ней было отчетливо видно, как милиционер спустился на этаж, огляделся. Неожиданно возле него появилась женская фигура в платье XIX века, почти сразу же ушедшая за предел видимости. Милиционер проводил её взглядом, выхватил пистолет и открыл стрельбу вслед женщине и вокруг себя.
К сожалению, проверить это на себе сложно — ночью в подвалах Царицына простым смертным вряд ли удастся побывать.

Мистические картины Третьяковской галереи



В Третьяковской галерее хранится самая крупная в мире коллекция русской живописи, графики и скульптуры: в основанном в 1856 году музее более 180 000 экспонатов.
Собрание Третьяковской галереи выросло из коллекций Сергея и Павла Третьяковых. Если для первого приобретение произведений русского искусства было простым увлечением, то второй видел в этом дело своей жизни. Первые картины Павел Третьяков купил в 1856 году, который и считается годом основания галереи. Свои сокровища он хранил в доме в Лаврушинском переулке, который сегодня является главным музейным зданием. Строение неоднократно расширялось и в начале XX века обрело знакомый нам вид.
Сразу после основания галереи Третьяков принял решение передать её Москве, и в 1893 году она открылась для широкого зрителя. Человек скромный и не честолюбивый, меценат отказался от пожалованного ему царём титула дворянина, искренне радуясь тому, что смог сделать нечто по-настоящему стоящее для русской культуры.

Говорят, что картины из собрания Третьяковской галереи мистически влияют на людей. Например, картина «Утро стрелецкой казни» Сурикова стала причиной долгой тяжёлой болезни дочери Павла Третьякова. Образ Владимирской божьей матери помог защитить столицу от врага, а позитивное воздействие на зрителей полотен Левитана и Николая Рериха можно даже измерить приборами!
Считается, что девушкам на выданье опасно долго смотреть на портрет Марии Лопухиной: якобы отец Марии, известный мистик и магистр масонской ложи Иван Лопухин, заманил дух дочери в этот портрет, и призрак может расстроить их будущий брак.
Ещё несколько мистических историй связано с картиной Ивана Крамского «Русалки»: ходили слухи, что барышни, подолгу смотревшие на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Некоторые даже поговаривали, что по ночам русалки на картинах глубоко вздыхают.

Басурманские склепы



В 1771 году в Москву пришла чума. Ужасная эпидемия была последствием русско-турецкой войны и унесла множество жизней. Печальным напоминанием об этих страшных временах стали Басурманские склепы.
Мест на кладбищах просто не хватало. Правительство страны было сильно обеспокоено внутренней ситуацией, которая осложнялась тем, что народ открыто выражал своё недовольство. По территории государства пронеслась волна протестов, одним из наиболее крупных был Чумной бунт. Власти издали указ «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ». Именно в это время появились Басурманские склепы. Это место захоронения было предназначено для погребения иностранных иноверцев.
Именно это и стало причиной такого сильного отличия этого кладбища от всех других кладбищ Москвы. Готические скульптуры этого кладбища напоминают знаменитое на весь мир кладбище Пер-Лашез в Париже. А тишина, которая здесь стоит, вызывает трепет перед этим древним местом.

С Басурманскими склепами связано множество городских легенд. Например, говорят, что во время захода солнца здесь можно услышать звуки флейты. На надгробия в этот момент ложатся косые тени, а местами слышится лязг кандалов и появляются призрачные силуэты — женщины в длинном платье и мужчин в форме и с армейскими шпагами.
Другая легенда гласит, что под кладбищем находится целый город с катакомбами и подземельями, и туда даже якобы можно попасть через вход, который находится в одной из гробниц. Правда, в какой конкретно, сказать никто не может.

Деревня Покровка

Вы не можете просматривать это вложение.

Деревня в Клинском районе Московской области давно обросла таинственными и мистическими легендами. Здесь временами можно наблюдать НЛО, а местные жители замечают удивительные атмосферные явления: локальные ливни, висящие над одним местом чёрные тучи, сильные смерчи.
В пруду рыбаки однажды видели внезапно возникшую большую водяную воронку, примерно в то же время местные мальчишки наблюдали летящие вдоль железнодорожного полотна велосипеды.
Также рассказывают, что во время прогулок по лесу грибники не раз чувствовали беспричинные приступы ужаса. В этом же лесу находятся так называемые «блудные места», где легко могут затеряться даже старожилы, и «страшные места», где скулят и не могут долго находиться собаки.
В августе 1993 года южную часть части посетила экспедиция, участники которой искали район пролёта НЛО, о котором заявила одна из жительниц деревни. И они его нашли! Оказалось, что неизвестный объект сломал верхушки деревьев в лесу на высоте около пяти метров над землёй.
Специалисты установили, что обломаны они оказались не из-за бокового ветра, а из-за усилия, приложенного вертикально сверху. На поваленных частях стволов ясно просматривались следы механического воздействия, но частиц краски, ржавчины или какого-либо другого материала на потёртостях деревьев не обнаружили.

Марьина Роща



Район Марьиной рощи в Москве издавна славился своей «неблагонадёжностью». Ещё в екатерининскую эпоху люди сторонились окрестностей рощи и никогда не отправлялись гулять по ней в одиночку.
Сейчас на фоне панельных многоэтажек лишь специалисты могут с точностью показать, где располагалась роща. Но во время правления Екатерины II это место было не только широко известно, но и окрашено в траурный цвет: во время эпидемии чумы правительство запретило хоронить умерших от болезни на кладбищах города, и траурные процессии были перенесены за черту города, в Марьину Рощу, где было создано специальное чумное захоронение.
Именно те события положили начало легендам, которые люди вспоминают по сей день. Как и любое явление русского фольклора, эти рассказы переполнены образами русалок и оживших мертвецов, таинственными звуками и мистическим зелёным свечением из-под земли.
После изгнания французских войск из Москвы Марьина роща стала популярным местом народных гуляний. Они даже послужили темой для создания спектакля-дивертисмента «Семик, или Гулянье в Марьиной роще», представленного на сцене театра на Знаменке. Семик — это церковное празднество, ассоциировавшееся у народа с речной нечистью.
Это не было случайностью: народное поверье гласило, что самоубийцы превращаются в русалок, а Марьина роща была известна захоронениями людей, наложивших на себя руки.
В дореволюционные годы и первые десятилетия советской власти роща была застроена деревянными домами, где селились криминальные элементы, бродяги и нищие. Она становилась первым местом, с которого начинались облавы.
Сейчас уже трудно найти человека, который мог бы сказать, что становился очевидцем странных и необъяснимых явлений в районе бывшей рощи. Но от некоторых жителей современной Москвы до сих пор можно услышать зловещие истории о том, как поздним вечером одиноким прохожим встречаются неясные тени и слышатся таинственные звуки из ниоткуда.

Дом купца Игумнова



На спутниковой карте Абхазии вы найдёте инициалы купца Игумнова — ИНВ. Это кипарисы, которые он посадил в изгнании сотню лет назад. Николай Васильевич владел Ярославской Большой мануфактурой, в его же ведении были золотые прииски Сибири.
В 1888 году купец решил приобрести резиденцию в Москве. Место, которое он под неё выбрал, престижным назвать было сложно. От центра далеко, а район небогатый. Есть две версии такого странного выбора владельца золотых приисков: первая — чтобы не быть на виду у любопытных глаз, а вторая — мол, именно эта улица помнит молодого купца.
Для строительства пригласили молодого архитектора из Ярославля, Николая Поздеева. Отделку интерьеров доверили Петру Бойцову, кирпич доставляли из Голландии, кафель был заказан на лучших заводах города Кузнецова. Дом стал похож на Государственный Исторический музей. Но Москва того времени не слишком жаловала изыски. Говорят, что светское общество встретило особняк прохладно и стало резко критиковать, а расстроенный Игумнов не оплатил работу архитектора. Тот покончил жизнь самоубийством: проект стал для него последним.
Купца Москва не жаловала. Говорили, будто бы в особняке есть у него любовница, которую он убил за измену, и непросто убил — похоронил в стене. В 1901 году Игумнов дал бал в особняке и устлал пол червонцами. Но проблема была в том, что гости плясали прямо на изображениях императора. За такое купец попал в опалу: из Москвы его выгнали в Абхазию.
Но и тут купец не пропал: приобрёл земли и построил новый завод — по производству консервов. Он обеспечил работников жильём, а на местные болота завёз растения, которым нужно много воды — те моментально справились с переизбытком влаги. Сам купец привёз с Кубани чернозём, а из Ярославля — отличный скот. Занялся Игумнов садоводством: стал возделывать мандарины, киви, манго и табак, создал аллеи из кипарисов.
После революции имущество купец подарил государству, стал работать в своём поместье простым агрономом. А особняк успел побывать домом для фабрики Гознак — интересный поворот обратно к балу с золотыми монетами. Потом здесь находилась лаборатория по изучению мозга.
В 1938 году особняк передали посольству Франции, которое позже переехало в соседний дом.
И всё равно за домом остаётся мрачная слава: говорят, до сих пор ходит по нему призрак замурованной девушки.

Белый дух спелеолога и Двуликая в пещере Силикаты



Пещера Силикаты — известная естественная пещера около железнодорожной платформы «Силикатная» в Подмосковье. Вход в пещеру узкий, большая влажность, здесь всегда холодно и темно, много летучих мышей и плохая вентиляция.
Есть гроты, в которых ещё сохранились рельсовые пути. В основном, ходы узкие и сильно размыты, так как в пещерах много воды. Протяжённость каменоломен около 12 километров.
Много интересного можно увидеть в Девятовских каменоломнях: «Геркулесовы столбы», «Гробницу», «Красный зал», даже есть небольшой музей находок.

Один из наиболее мистических рассказов об этой местности относится к началу Великой Отечественной войны, когда в пещере обустроили бомбоубежище. Во время очередной бомбёжки в деревню неподалёку приехал солдат с фронта и по совету односельчан отправился искать родных к пещере. Из полуразрушенного входа по одному выползали старухи и дети. Наконец, показалась и жена солдата. Но в этот момент громадная каменная плита начала проседать. Солдат бросился под плиту и задержал её падение, что позволило выйти оставшимся, но на глазах десятков людей камень раздавил храбреца.
Когда совместными усилиями люди разрыли вход и приподняли плиту, тела под ней не обнаружили. Родственники впоследствии долго пытались отыскать солдата внутри пещер, надеясь, что он остался в живых, но безуспешно. К тому же во время поисков пропала под землёй и мать героя.
Легенда же гласит, что призраки солдата («Белый дух спелеолога») и матери («Двуликая») до сих пор встречаются в дальних уголках пещер. Известны даже несколько десятков случаев их наблюдения.

Девятское Урочище Шушмор и Шатурские болота



Летом 1885 годa в этих крaях велись ремонтные рaботы нa коломенском трaкте. Kрестьянин Перфильев подрядился зa 850 рублей устроить нa речке Kовихе земляную дaмбу. Принимaть её выехaл член земской упрaвы Kурышкин, но пропал вместе с возчиком. Бесследно исчезли и лошaдь с телегой.
Рaсследовaние происшествия результaтa не дaло, и дело зaкрыли. А спустя двa годa нa коломенском трaкте бесследно исчез целый обоз, и сновa полиция нaпрaсно обшaривaлa лесa вдоль трaктa.
А зaгaдочные исчезновения всё продолжaлись: в 1893 году пропaл почтaльон, ещё через три года — землемер вместе с бричкой и возницей, а следом и двое крестьян.
Всего до 1921 годa нa коломенском трaкте отмечено 19 бесследных исчезновений.
Уже в наши дни группa энтузиaстов-исследовaтелей из Влaдимирa и Москвы обнaружилa здесь несколько феноменaльных явлений, обусловленных колебaниями мaгнитного поля. Учёные выскaзaли гипотезу, что в периоды aктивности зaгaдочное место проявляет себя подобно Бермудскому треугольнику.
Исследовaтелей привлекaют тaкже дaвние слухи о зaросшем мхом кaменном шaре, тaящем в себе секрет зaгaдочных исчезновений.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Gulia

#2
Цитата: Alina от 12.01.2021, 22:29Машина с того света у дома Лаврентия Берии



Этот дом был построен по заказу московского городского головы Тарасова в XIX веке. Дом неоднократно продавался и получал новых хозяев, которые перестраивали и надстраивали помещения. В конце 30-х годов XX века здесь поселился нарком внутренних дел Советского Союза Лаврентий Берия.
На сегодняшний день дом Берии оброс множеством мрачных легенд, благодаря чему входит в число наиболее интересных мистических мест в столице. Некоторые предания гласят, что ещё до того момента, как в этот дом вселился Лаврентий Павлович, в подвале регулярно проводились расстрелы неугодных режиму. Заметная роль в мистификации принадлежит и самому Берии, на квартиру к которому нередко привозили привлекательных женщин, чья дальнейшая судьба покрыта мраком неизвестности. Кроме того, встречаются упоминания о том, что при ремонте здания в подвале нашли орудия пыток.

Ходят слухи, что раз в месяц на Малой Никитской появляется лимузин-невидимка. Случайный пешеход слышит шуршание шин и рокот мотора, но самой машины не видно. Но, судя по звукам, призрачный автомобиль словно останавливается у главного входа в особняк, затем слышны мужские и женские голоса, которые исчезают внутри дома, а машина уезжает.

Этот дом на углу Малой Никитской и Вспольного пер. Там рядом у меня жили родственники, и я там часто бывала.
Место очень тихое. Несмотря на то, что рядом Садом кольцо, во дворе спокойно, много зелени.

Машину -призрак, кстати, говорят, надо ловить именно на углу Вспольного и М.Никитской.
Сейчас там посольство Туниса.

из инета:
"Одна из многочисленных легенд гласит, что по сей день в полночь по дому расхаживает полноватый призрак во френче и золотом пенсне и портит дипломатические бумаги находящегося там посольства Туниса. Якобы тунисские дипломаты просили предоставить им другое здание, но управление по обслуживанию дипкорпуса отказало из-за большой задолженности по счетам."

если кто будет в центре, можно пройти от м.Маяковская вниз по Садовому и примерно напротив Филатовско больницы. Или же от м.Баррикадная вверх по садовому.

Цитата: Alina от 12.01.2021, 22:30Басурманские склепы



В 1771 году в Москву пришла чума. Ужасная эпидемия была последствием русско-турецкой войны и унесла множество жизней. Печальным напоминанием об этих страшных временах стали Басурманские склепы.
Мест на кладбищах просто не хватало. Правительство страны было сильно обеспокоено внутренней ситуацией, которая осложнялась тем, что народ открыто выражал своё недовольство. По территории государства пронеслась волна протестов, одним из наиболее крупных был Чумной бунт. Власти издали указ «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ». Именно в это время появились Басурманские склепы. Это место захоронения было предназначено для погребения иностранных иноверцев.
Именно это и стало причиной такого сильного отличия этого кладбища от всех других кладбищ Москвы. Готические скульптуры этого кладбища напоминают знаменитое на весь мир кладбище Пер-Лашез в Париже. А тишина, которая здесь стоит, вызывает трепет перед этим древним местом.

С Басурманскими склепами связано множество городских легенд. Например, говорят, что во время захода солнца здесь можно услышать звуки флейты. На надгробия в этот момент ложатся косые тени, а местами слышится лязг кандалов и появляются призрачные силуэты — женщины в длинном платье и мужчин в форме и с армейскими шпагами.
Другая легенда гласит, что под кладбищем находится целый город с катакомбами и подземельями, и туда даже якобы можно попасть через вход, который находится в одной из гробниц. Правда, в какой конкретно, сказать никто не может.
это Введенское кладбище в районе ул.Госпитальный вал. Мы называли его немецким кладбищем.
хоронили туда иноверцев не просто так. там, в Лефортово, изначально была немецкая слобода.и среди умерших было лютеран и католиков.
Кладбище небольшое. Днем там тихо и благостно.а вот вечером, действительно, немного жутковато.
слышала, что кладбище сравнивают, чисто внешне, с парижским Пер-Лашез.

кто хочет приехать-от м.Семеновская на трамвае до Госпитального вала.
или от м.Авиамоторная до Госпитального.
Я прилечу на крыльях люппфи! (Гайна)

Марлена

#3
Москва.
Да, московские кладбища интересны некоторые.
Гуляли иногда, есть у меня любитель кладбищ в Москве- человек -антиквар, артист и много чего в нем)), психопат правда, иногда отдыхаем друг от друга.

Париж.
На Пер- Лашез бывала. 2010 г.
Зима. Там тихо , торжественно, красиво,  горы монументов, склепов..не страшно, ну может чуть- чуть..
Красота нагромождена избывно, но впечатляет все равно..кругом дворники, уборщики  художники..все преводят в порядок, присмотр там за всем..


Alina

Тайны Брюсова переулка

https://www.m24.ru/articles/ubijstva/14062014/47316

15 июля 1939 года Москву облетела шокирующая весть – зверски убита ведущая актриса театра Мейерхольда Зинаида Райх. Московскую актрису закололи ножом ночью в собственной квартире в Брюсовом переулке. Прибывшие на место преступления сотрудники МУРа отметили, что в помещении присутствовали явные следы борьбы. Окно в комнате было разбито, повсюду валялись осколки стекла – видимо, убийцы именно таким путем проникли в дом. Актриса была еще жива, но дышала с трудом. По дороге в больницу она скончалась.

Тайна гибели одной из ведущих московских актрис минувшего столетия не раскрыта до сих пор. Кто убил Зинаиду Райх? Что стало причиной кровавой драмы? И как это событие отразилось на других обитателях тихого Брюсова переулка?

Зинаиду Райх называли в театральных кругах дьяволицей, покорившей сердца сразу двух гениев – Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда. Правда, музой поэта она была недолго – они обвенчались в 1918-м, а спустя 4 года брак распался. После развода с Есениным, Зинаида Николаевна, работавшая до замужества машинисткой в редакции газеты "Дело народа", решает заняться режиссурой. В 1921 году она поступает в Высшие театральные мастерские в Москве, где встречает свою вторую большую любовь.

"Он был очень сильно влюблен. Женившись на Зинаиде Николаевне, Всеволод Мейерхольд даже взял ее фамилию. И во всех документах значился как Мейерхольд-Райх", - рассказывает историк Вадим Щербаков.

Вы не можете просматривать это вложение.
Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх

Влюбленный режиссер не только сделал жену ведущей актрисой своего театра, он заваливал ее подарками и выполнял любые капризы. Тем более, что к моменту их знакомства, он был человеком состоятельным.

"Татьяна Сергеевна Есенина, падчерица Мейерхольда, довольно откровенно написала об их материальном положении, зарабатывали они столько денег, что их не только проесть, даже пропить невозможно было", - добавляет Щербаков.

Вскоре Мейерхольд купил для молодой супруги новую квартиру в Брюсовом переулке, в доме, построенном специально для артистов. В доме поселились 17 семей. Каждая квартира, по желанию хозяев, имела особую планировку. Семья Мейерхольда занимала четыре просторные комнаты. Зинаида Райх с энтузиазмом обставляла новое жилище. О его убранстве и роскошной мебели судачил весь Брюсов переулок.

"Зинаида Николаевна покупала антикварную мебель из карельской березы, были у нее какие-то драгоценности. Всеволод Эмильевич как-то сказал ей и детям, что это мещанство, жить надо просто", - рассказывает Вадим Щербаков.

Уместно предположить, что именно драгоценности и антиквариат стали причиной трагической гибели знаменитой актрисы. Следователи сначала считали эту версию основной. В комнате царил хаос, пол в гостиной был залит кровью, багровые пятна сыщики обнаружили и на дорогой мебели. Кресла перевернуты, зеркала разбиты – было очевидно, что в квартире шел бой не на жизнь, а на смерть, в котором актриса, несмотря на отчаянную борьбу, проиграла. Довольно скоро выяснилось, что ювелирные украшения, дорогие наряды и даже деньги остались нетронутыми, а значит версия об ограблении не подтверждалась.

Дом №12 в Брюсовом переулке вошел в историю не только как место одного из самых загадочных преступлений в истории города. В разное время в этом доме жили балетная прима Марина Семенова, главный балетмейстер Большого театра Василий Тихомиров, актер и худрук театра Иван Берсенев с женой Софьей Гиацинтовой. Сегодняшние жители Брюсова переулка считают, что во многом своей популярностью знаменитые артисты обязаны самому месту и прежним землевладельцам, которых в народе считали колдунами и чернокнижниками, причем не без некоторых оснований.

Дом №12 в Брюсовом переулке вошел в историю не только как место одного из самых загадочных преступлений в истории города. В разное время в этом доме жили балетная прима Марина Семенова, главный балетмейстер Большого театра Василий Тихомиров, актер и худрук театра Иван Берсенев с женой Софьей Гиацинтовой. Сегодняшние жители Брюсова переулка считают, что во многом своей популярностью знаменитые артисты обязаны самому месту и прежним землевладельцам, которых в народе считали колдунами и чернокнижниками, причем не без некоторых оснований.

Брюсы владели территорией, соединяющей сегодня Тверскую и Большую Никитскую улицы в XVIII веке. С тех пор переулок так и называют по фамилии домовладельцев.

"Владение на правой стороне, сейчас дом №2, принадлежал Якову Александровичу Брюсу, некоторое время бывшему губернатору двух столиц, Москвы и Петербурга. Мы не путаем двух Яковов – Якова Велимовича и Якова Александровича – они безусловно родственники. Яков Велимович – генерал-фельдмаршал, соратник Петра I, маг, колдун и чародей, как его называли в Москве, а Яков Александрович – его внучатый племянник", - рассказывает москвовед Алексей Дедушкин.

Усадьба построена на фундаменте палат XVII века. Брюсы владели двухэтажным каменным зданием почти столетие. За это время имение несколько раз перестраивалось. К началу XIX века классический особняк, напоминавший когда-то дворец, утратил большую часть своей роскошной отделки. Сменились и его обитатели.

"В 30-х годах XIX века здесь находился художественный класс, предтеча Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1836 году здесь торжественно принимали художника Карла Брюллова. Он вернулся из Италии, закончив знаменитые "Последние дни Помпеи", и ему был устроен торжественный прием", - добавляет Дедушкин.

В конце XIX века усадьба Брюсов стала обычным доходным домом. Здесь квартировал писатель Владимир Гиляровский, арендовали комнаты живописец Исаак Левитан и актер Михаил Чехов. Сегодня дом №2 в Брюсовом переулке продолжает привлекать людей творческих. И хотя роскошные палаты все больше напоминают современные офисы, здесь любят рассказывать легенды и предания старинной усадьбы.

"По преданию, в этом доме Екатерина II и Григорий Потемкин праздновали свадьбу своего внебрачного сына графа Бобринского. Ближе к революции здесь были доходные дома, типа публичных. И есть легенда, что Толя Мариенгоф и Сережка Есенин бегали сюда к женщинам", - рассказывает народный артист СССР Владислав Пьявко.

Народный артист СССР Владислав Пьявко работает в этом здании уже более двух десятилетий. Знаменитый тенор продолжает дело своей супруги, оперной певицы, главной советской Кармен Ирины Архиповой.

"В 1992 году пришли (сейчас они уже известные и знаменитые) ребята и сказали: "Мы хотели поехать на конкурс, а у нас денег нет". Мы нашли им денег и выступили с ходатайством перед Правительством, чтобы организовать Фонд, как помощь молодым начинающим певцам", - рассказывает Пьявко.

Фонд Ирины Архиповой стал стартом для многих известных оперных исполнителей. Каждый день здесь звучит оперное пение, репетируют студенты московской консерватории. В особняке Брюсов можно услышать и арии в исполнении единственной в мире труппы слабовидящих певцов – театра "Гомер".

Сейчас в камерном театре "Гомер" более 20 артистов, они выступают с концертами не только в России, но и за рубежом. Ведущие солисты театра сотрудничают и с другими музыкальными коллективами.

Но были в истории Брюсова переулка времена, когда здесь звучала совсем другая музыка. Многие из здешних обитателей, поначалу обласканных советской властью, позже в полной мере ощутили на себе всю тяжесть и безжалостность сталинских репрессий. Не избежал этой участи и легендарный режиссер Всеволод Мейерхольд.

"Если следовать официальной версии, то арестовали его за подрывную троцкистскую деятельность и за то, что он был шпион трех разведок: японской, литовской и английской. Судя по всему, с приходом Берии готовился большой процесс против творческой интеллигенции. И Всеволод Эмильевич стал одним из первых фигурантов этого будущего процесса. Потом Сталин решил, что процесс этот не нужен, и кого арестовали, того и расстреляли. А в это время, о чем он так и не узнал, здесь разворачивалась кровавая трагедия", - рассказывает историк Вадим Щербаков.

Зинаида Райх погибла спустя месяц после ареста супруга. Некоторые очевидцы тех событий считали, что убийство известной актрисы было связано с ее невыносимым характером. Внезапные истерики примы были знакомы всей труппе театра. Супруг и коллеги по цеху старались относиться к этим припадкам с пониманием, они знали, что неадекватное поведение Райх было следствием ее болезни.

Вы не можете просматривать это вложение.
Всеволод Мейерхольд

"Зинаида Николаевна к моменту романа и брака с Мейерхольдом перенесла очень тяжелый тиф, который поразил ее мозг. Мейерхольд знал, что для того, чтобы бороться с психическими и ментальными его последствиями, ее нужно как можно больше загружать работой", - говорит Щербаков.

Но время от времени болезнь напоминала о себе. В такие моменты Зинаида Райх совершенно не владела собой. И это многих пугало.

"Было известно, что она может закатить сцену и даже истерику. Знала она много, и скорее всего, это был способ политического устранения ненужного человека", - добавляет историк.

Существует и другое мнение: несмотря на лояльность советской власти, Всеволод Мейерхольд с супругой не были вхожи в политические круги и не могли знать каких-то особых секретов.

Сотрудники МУРа больше склонялись к версии убийства на почве бытовой ссоры. Возможно, неуравновешенная и вспыльчивая актриса сама спровоцировала скандал, стоящий ей жизни. Сыщики предположили, что поздним вечером Зинаида Райх принимала гостей. Бурные творческие дискуссии могли перерасти в конфликт и закончиться дракой. Доказательств, подтверждающих эту версию, не было. Никто из соседей не слышал звуков борьбы в квартире и криков о помощи. Но, несмотря на отсутствие улик и свидетелей, виновные в этой истории были установлены: ими стали соседи Зинаиды Райх, известные оперные исполнители братья Головины.

"Были найдены козлы отпущения, был даже уголовный суд, по которому обвиняемых наказали за бандитизм и ограбление, сопровождающиеся убийством, но вряд ли эта версия является окончательно достоверной", - говорит Щербаков.

1930-е искалечили немало судеб, но при этом стали и временем нового расцвета Брюсова переулка. Так, в 1932 году по проекту архитектора Алексея Щусева здесь был построен дом №17 для артистов Художественного театра. Неудивительно, что Брюсов переулок в прошлом столетии называли улицей артистов и музыкантов. Это было единственное место в Москве, где одновременно жили десятки знаменитостей.

Для сотрудников консерватории в Брюсовом переулке был возведен девятиэтажный дом. В большой сталинке жили композиторы Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович, главный дирижер московского государственного симфонического оркестра Павел Коган, один из крупнейших пианистов XX века Святослав Рихтер. Сюда администрация Большого театра поселила и Александра Ведерникова, обладателя уникального оперного баса, выходца из простой рабочей семьи, который, мечтая о сцене, однажды купил билет в один конец – из города Копейска в Москву.

"Билет был только до Москвы, больше денег не хватило. Я вылез в Москве ночью, пошел в консерваторию, спрашивал дорогу у милиционеров. Пришел глубокой ночью, лег на скамейку и заснул на чемодане. И вдруг меня будят, я просыпаюсь и вижу над собой большую лохматую кудрявую голову. Это был дирижер, который преподавал в консерватории", - рассказывает народный артист СССР Александр Ведерников.

Молодого талантливого певца сразу приняли в Московскую государственную консерваторию имени Чайковского, но отдельной квартиры пришлось ждать несколько лет. Прежде, как и большинство студентов, Ведерников жил в общежитии.

В 1955 году Александр Ведерников окончил консерваторию, и уже через три года стал солистом Большого театра СССР. Однажды, находясь на гастролях за рубежом, певец получил радостную и долгожданную весть от родных.

"Я тогда был на гастролях в Испании с оркестром народных инструментов. И там я получил телеграмму от жены, брать или не брать квартиру рядом с консерваторией и Большим театром. Я тогда заторопился домой, позвонил Демичеву, чтобы он помог с отъездом домой", - рассказывает Ведерников.

За годы работы в Большом театре Ведерников исполнил почти все ведущие партии в классических операх. Впрочем, его раскатистый голос каждый день слушала не только благодарная публика, но и соседи. И не всегда аплодировали.

"Однажды я гулял с собакой, и ко мне подошел Хачатурян, а он жил подо мной, а надо мной – Шостакович, и говорит: "Вы так громко поете и играете на рояле, что это невозможно". И посоветовал купить мне резиновые шайбы под ножки рояля. Но это не помогло", - добавляет артист.

Для многих переулок, связывающий Тверскую и Большую Никитскую улицы, связан с другими знаменитыми исполнителями классической музыки. В доме №7 жил один из самых известных творческих дуэтов: дирижер и композитор Николай Голованов и его супруга Антонина Нежданова. Долгое время улица носила имя этой прославленной оперной певицы.

Брюсов переулок удивляет не только неожиданными встречами со знаменитостями, но и архитектурными находками. Большой сюрприз реставраторам преподнес дом №1.

Большинство тайн Брюсова переулка до сих пор ждет пытливого исследователя. Одна из драм разыгралась в середине XIX века в доме №21.

"В 1850 году здесь снимал квартиру Александр Васильевич Сухово-Кобылин, известный драматург. Вторую квартиру он снимал для своей возлюбленной Луизы. В 1850 году Луиза была найдена убитой. Сначала обвиняли крепостных, которые ухаживали за Луизой, якобы она с ними плохо обращалась, и они ее за это убили. Потом выяснилось, что их пытали, и они оговорили себя. Потом главным обвиняемым стал сам будущий драматург, два года он находился под арестом, 7-8 лет длилось следствие. Но дело не раскрыто до сих пор, оно было приостановлено по Высочайшему повелению", - рассказывает москвовед Алексей Дедушкин.

Вы не можете просматривать это вложение.
А.В. Сухово-Кобылин

Спустя почти столетие в Брюсовом переулке снова разыгралась кровавая драма. Убийство знаменитой актрисы Зинаиды Райх породило множество слухов. Кое-кто предполагал, что причиной преступления стал квартирный вопрос.

"Есть еще и бытовая версия – освобождали жилплощадь. Большая квартира отошла ведомству Л.П.Берии. Квартиру поделили, и одна часть отошла его секретарше, другая – шоферу", - рассказывает историк Вадим Щербаков.

Зинаиду Райх сегодня вспоминают не только в связи с жестоким убийством. Историки театра ценят актрису за незаурядный талант и отменный вкус.

"Обычно она сама вместе с художником и портными работала над своими костюмами. У нее были поставщицы, которые приносили ей хорошие материалы. Все эти платья, когда театр Мейерхольда был закрыт, Зинаида Николаевна выкупила у театра. Они хранились дома. И даже хоронили ее в знаменитом черном бархатном платье из "Дамы с камелиями", - добавляет Щербаков.

В квартире, в которой жили когда-то известный режиссер-реформатор Всеволод Мейерхольд и его супруга Зинаида Райх, сегодня располагается музей. Здесь бережно хранят редкие семейные фотографии и сценические костюмы, макеты декораций к спектаклям. Сотрудники музея не любят рассказывать о трагедии, которая разыгралась в этой квартире, пытаясь сохранить о знаменитом творческом дуэте только светлые воспоминания. Однако подробности зверского преступления здесь знает каждый.

Та что же случилось здесь 15 июля 1939 года? Как было установлено в ходе расследования, убийство произошло около часа ночи. Зинаида Райх вышла из ванной и направилась в гостиную. В этот момент на нее напали. Убийц было двое. Один ударил актрису ножом в грудь. Райх упала на пол, но сознание не потеряла, а стала отчаянно звать на помощь. Истекая кровью, доползла до стола в гостиной. Убийцы продолжали наносить ей удары, и только когда жертва потеряла сознание, исчезли. Спустя 75 лет историки, сопоставляя факты, все больше склоняются к версии заказного убийства. И даже называют заказчика – власть. Незадолго до трагических событий Зинаида Николаевна написала письмо Сталину, в котором намекнула, что знает обстоятельства гибели ее первого мужа, Сергея Есенина, и что она готова доказать, что всенародно любимому поэту помогли расстаться с жизнью. Даже всесильному НКВД огласка этой истории была совершенно ни к чему, к тому же появилась прекрасная возможность, не тратя время на арест, допросы и суд, решить жилищные проблемы своих сотрудников. Огромная квартира была весьма лакомым куском.

И все же Брюсов переулок был и остается одним из самых светлых мест Москвы. Сегодня, как и столетия назад, из окон его домов доносятся прекрасные звуки музыки. Каждый день этим путем спешат на работу и учебу в консерваторию известные артисты и начинающие музыканты. И, возможно, каждый из них слышит в это время завораживающий напев – мелодию Брюсова переулка.

Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Татьяна_Л.

Брюсов переулок -одно из самых светлых мест в Москве, возможно еще и потому, что там находится церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке.
А в ней - Чудотворная икона Взыскание погибших. К ней не иссякает людской поток. Почти в каждый свой приезд в Москву старалась бывать в этой церкви - место поистине магическое. Но чтобы это ощутить - надо там побывать.
Церковь находится не близко от входа в переулок с Тверской. И вход в переулок не броский - я пару раз промахивалась и уходила  до Правительства Москвы и даже до Печатного Дома Известия)))), приходилось возвращаться..
И ни разу ни одной знаменитости в Брюсовом переулке не видела, хотя он весьма не широкий))).

Сергей В.

#6
  Это 39 год, о чем тут говорить? - достаточно было намека Хозяина - посадить вдову Есенина и мать его детей не посмели, расправу инсценировали - вспомните грузовик, убивший в Минске Михоэлса. Вот их фото полудше:


ЦитироватьНезадолго до трагических событий Зинаида Николаевна написала письмо Сталину, в котором намекнула, что знает обстоятельства гибели ее первого мужа, Сергея Есенина
Это легенда, не была Райх такой дурой, чтобы писать вурдалаку. Но тем не менее:
Извините, вам запрещён просмотр содержимого спойлеров.

Райх с Мейерхольдом в головах у гроба Есенина
  А кооперативный дом №17 для артистов МХАТа в Брюсовом переулке обыкновенный и ничем особо не примечательный, разве что тесным соседством с церковью, своими изначальными жильцами, да мастерскими для художников под крышей. Особой чести он Щусеву не делает.

Ну а Яков Виллемович Брюс более известен москвичам чертовщиной в Сухаревой башне, где была его то ли лаборатория, то ли обсерватория.

Ее безжалостно снесли в те же 1930-е.

Сергей В.

ЦитироватьПризрак в театре имени Пушкина на Тверском бульваре


Театр, ставший жертвой игры злых сил и благополучно освободившийся от проклятия.
ЦитироватьСреди работников театра появилась легенда о привидении Алисы Коонен, и в 1991 году помещение решили освятить.
Да простят меня москвичи, но проклятье над театром  им. Пушкина живо и поныне - не везло ему на главрежей, хотя актеры тут порой служили неплохие. Например, именно в этот театр распределился после окончания школы-студии МХАТ в 1960 В.Высоцкий, промаялся там без хороших ролей почти 4 года и ушел в свою Таганку.

Palmer

По городским легендам, помню, выходила интересная передача писателя-фантаста Бенедиктова "Чёрное сердце Москвы". Советую посмотреть.

nvryz701

Цитата: Сергей В. от 30.01.2022, 12:48Это 39 год, о чем тут говорить? - достаточно было намека Хозяина - посадить вдову Есенина  не посмели, расправу инсценировали - вспомните грузовик, убивший в Минске Михоэлса. Вот их фото полудше:

Это у вас чистые домыслы, не имеющие под собой никаких оснований.

С чего это Райх - вдова Есенина? Вдовой Есенина была Софья Толстая, которую никто не трогал и которая благополучно дожила до 1957г. и которая имела некоторое влияние, так что сестра Есенина просила её устроить своего сына в МГУ.

И к чему нам вспоминать грузовик Михоэлса. Райх, в отличие от Михоэлса за Сталиным не следила.

nvryz701

Цитата: Татьяна_Л. от 30.01.2022, 12:24И ни разу ни одной знаменитости в Брюсовом переулке не видела,
Вы не на тех знаменитостей смотрите. В Брюсовом переулке находится ВАК. Так что все "знаменитости" там побывали.

nvryz701

Цитата: Alina от 30.01.2022, 11:40Незадолго до трагических событий Зинаида Николаевна написала письмо Сталину, в котором намекнула, что знает обстоятельства гибели ее первого мужа, Сергея Есенина, и что она готова доказать, что всенародно любимому поэту помогли расстаться с жизнью.

Т.е. Райх написала Сталину, что весь этот сценарий убийства Есенина придумал Мейерхольд?

Вот вы подумайте, откуда Райх могла узнать обстоятельства убийства Есенина и что ему помогли расстаться с жизнью?

Сергей В.

Цитата: nvryz701 от 30.01.2022, 16:19С чего это Райх - вдова Есенина? Вдовой Есенина была Софья Толстая
Мы сейчас про З.Райх, однако. Она даже дважды вдова, и к Есенину от Мейерхольда тоже уходила дважды, если вам это чем-либо говорит, и один раз он морду мужу набил, т.к. не хотел, чтобы тот детей усыновлял.
Цитата: nvryz701 от 30.01.2022, 16:19Райх, в отличие от Михоэлса за Сталиным не следила.
И как он за Сталиным из Минска следил, интересно?



nvryz701

Цитата: Сергей В. от 30.01.2022, 17:55И как он за Сталиным из Минска следил, интересно?
Если вы знакомы с историей, то Михоэлс жил в Москве. Там и следил. А в Минск его специально выманила Контора якобы с концертом. Не в Москве же было его давить грузовиком.

nvryz701

Цитата: Alina от 30.01.2022, 11:4015 июля 1939 года Москву облетела шокирующая весть – зверски убита ведущая актриса театра Мейерхольда Зинаида Райх. Московскую актрису закололи ножом ночью

Пишет Белкина:

ЦитироватьЛидия Анисимовна очень горевала о своих хозяевах и в молитвах поминала их. Особенно Зинаиду Николаевну жалела, она рассказывала, что та была очень нервная, еще при Всеволоде Эмильевиче, пока не забрали его, все плакала, убивалась. Лидия Анисимовна все спектакли смотрела, ее всегда в театр приглашали, в первом ряду усаживали, только спектакль «Наташа» ей увидеть не пришлось. Запретили! Когда узнала Зинаида Николаевна, что Наташу она играть не будет, вернулись они с Всеволодом Эмильевичем из театра, так Зинаида Николаевна все плакала, все кричала: Я, говорит, Сталину самому напишу, все расскажу, как тебя травят, работать не дают, задушить тебя хотят, я ему все расскажу! А Всеволод Эмильевич уговаривал ее: не надо, говорит, не пиши, очень тебя прошу, не пиши, все равно, говорит, не поможет. А когда пришли за Всеволодом Эмильевичем[139], перевернули все вверх тормашками, уводить его стали, а Зинаида Николаевна встала поперек дороги, загородила собой Всеволода Эмильевича, руки крестом раскинула: Не пущу, говорит, меня лучше заместо него берите, а его не трожьте! Я за него пойду! А тот, который главный у них, отстранил ее: мы, говорит, невиноватых не берем! И увели Всеволода Эмильевича. А она как на пол грохнется, кричит, головой об пол бьется. Лидия Анисимовна двумя руками голову ее держала, боялась очень, чтобы она голову не разбила. И с той поры каждую ночь Зинаида Николаевна плакала и кричала. Лидия Анисимовна бегала к ней по коридору из своей комнаты, что у кухни, уговаривала ее. А в ту ночь, как убили Зинаиду Николаевну, та долго не ложилась, облигации достала, пересчитывала их, в доме денег ни копейки не было, утром за продуктами не с чем было идти. Зинаида Николаевна решила заложить облигации. Так и остались на столе в ее комнате, воры и их не забрали... А накануне, как раз за день, как убить ее, приходили те, которые делали обыск. «Вещички, — говорят, — кое-какие Всеволода Эмильевича забрать надо». На дверях кабинета его печати висели, они же повесили, а тут печати сломали, в комнату вошли, на балкон зачем-то дверь отворили, на балконе что-то искали. А, когда уходили, дверь на балкон и забыли запереть, Лидия Анисимовна видела это, хотела она им сказать, да побоялась. Воры через балкон и пробрались... А Зинаида Николаевна, кончила когда с облигациями возиться, легла, свет погасила, ну и Лидия Анисимовна тоже легла, заснула, только слышит она посреди ночи, Зинаида Николаевна как закричит, да страшно так, дурным голосом. Вскочила Лидия Анисимовна, никак в темноте в шлепанцы ногой не попадет, так босая и побегла: иду, говорит, иду. Бежит по коридору, со сна на стены натыкается, а в комнате у Зинаиды Николаевны свет горит. А из комнаты навстречу ей двое мужчин выходят, только успела Лидия Анисимовна заметить, на одном брюки вроде бы коричневые были, как ее стукнули по башке, она и выключилась. Очнулась в больнице уже, обритая. Соседка по лестнице приходила, тоже домработница. «Зарезали, — говорит, — хозяйку твою, ножом искололи всю и ничегошеньки забрать не успели: облигации на столе как лежали, так и лежать оставили, и кольца, и часы золотые, и браслет на тумбочке у кровати оставили, и с вешалки ничего не сняли! Через парадную дверь вышли и дверь не захлопнули, прикрыли только...» А когда выписали Лидию Анисимовну из больницы, так вскорости ее и посадили. Поначалу все допытывались, узнает ли она тех двух убийц, если встретит вдруг ненароком на улице где, или в метро, или фотографии ей показать? Да как же она узнать может, когда в личность-то она их не видела! Свет-то им в спины бил, а она бежит, под ноги глядит, не споткнуться бы, только и успела заметить, что на одном брюки вроде бы как коричневые, а ее по голове, она и выключилась... А теперь про Всеволода Эмильевича да про Зинаиду Николаевну спрашивают...