Исторические находки и открытия

Автор Alina, 01.03.2021, 15:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

azazella177 06

Цитата: Тамара Орлова от 23.10.2025, 10:16Вы тоже, Аза.Иначе бы знали, что уход за садом - не просто таскать воду с коромыслом, это ещё и умственная работа. :)
А где я писала про коромысла ? )  Это к Demetrius а не ко мне :) Я просто заметила что те , которым якобо были те сады подарены за ними не ухаживали:)

Сергей В.

Цитата: Сергей В. от 23.10.2025, 08:09Ну да, ну да, совершенно случайно так получилось ;)
Объясни нам тогда почему датский дядюшка(dutch uncle) это грубиян; датская жена/вдова (dutch wife|widow) - проститутка, а датский ужин (dutch dinner) это когда гости все несут с собой?

И самое главное чуть не забыл: датский соловей (dutch nightingale) это лягуха.

azazella177 06

#3677
Цитата: Сергей В. от 23.10.2025, 12:43И самое главное чуть не забыл: датский соловей (dutch nightingale) это лягуха.
ничего не поняла ) 
Eсли  вы задумали перевести слово который означает голландца на датский , то кто в том виноват ? )
Во всем мире dutch значит голандское  :)
Даже  если того не знать то даже  гугл переводит  dutch  nightingale -голландский соловей:)
датский соловей- danish nightingale:)
И так именно переводится на все языки мира )
С какого перепугу у вас то стало датским , непонятно ни разу :o 

azazella177 06

#3678
Цитата: Сергей В. от 23.10.2025, 08:09датская жена/вдова (dutch wife|widow) - проститутка,
К стати вспомнила ) Про голандскую жену был вопрос на Что? Где? Когда ?)
 и никто там не называл ее датской , а так как и во всем мире - голандской  empathy 

и кстати то ни разу не проститутка , а секс кукла :) но то японцы придумали )
Голандскими женами изначально называли совсем другое )

Сергей В.

Ты так и поняла всей соли этого словечка DUTCH - датский как и голландский относятся к нему постольку-постольку. Приблизительный аналог ему в плане заведомо отрицательной коннотации это наши хохлы/кацапы.

azazella177 06

#3680
Цитата: Сергей В. от 23.10.2025, 14:12Ты так и поняла всей соли этого словечка DUTCH - датский как и голландский относятся к нему постольку-постольку. Приблизительный аналог ему в плане заведомо отрицательной коннотации это наши хохлы/кацапы.
я не знаю какие у вас там словечки )
Но во всем мире голандская жена - голандская , как и голандский дядя )
 И никто их датскими не называет только потому , что английское слово  dutch датч , созвучно рускому датчанину: )

lilac72

Слово "dutch" в английском языке происходит от старогерманского слова "theodisk" или "diutisc", что означает «народный» или «находящийся в народе». Изначально оно использовалось для обозначения любого германского диалекта в противовес латыни, но позже стало ассоциироваться с языком и народами, проживавшими на территории современных Нидерландов и Германии. На протяжении Средневековья "dutch" могло относиться ко всем германским диалектам, включая и те, на которых говорили в Германии. Со временем английское слово "dutch" стало использоваться для обозначения языка и народа Нидерландов.

А вообще в лингвистике созвучность часто создает ложное впечатление. Есть такое понятие - "ложный друг переводчика". А также одинаково звучащие слова в разных языках могут означать совершенно разные понятия. Как пример "mist" в английском и немецком, сравните.

Demetrius

Цитата: Сергей В. от 22.10.2025, 23:18просто на востоке, на северо-востоке была нортумбрия с норвегами
в топонимике полно саксов: сассекс, эссекс, уэссекс и ни единого англа, при том, что страну назвали Англией :o

На этот счет у меня есть ревизионистская гипотеза. Тюдоры были родом с валлийского острова Англси. Это и послужило окончательному закреплению за королевством названия "Англия".
Министерство Пространства и Времени

Елена Степанова

Цитата: Demetrius от 23.10.2025, 21:13На этот счет у меня есть ревизионистская гипотеза. Тюдоры были родом с валлийского острова Англси. Это и послужило окончательному закреплению за королевством названия "Англия".
Хорошая гипотеза. Предки Тюдоров - язык сломаешь, как звались. Что-то эльфийское.
ЦитироватьДва брата Эднифеда также служили слугами у Лливелина аб Йорверта и Дэффида ап Лливелина. Горонуи ап Синфриг появился в качестве посланника Генриха III в 1232 году,
Больше похоже на сказку, придуманную биографами Генриха 7, для возвышения захудалого, непонятного рода.

azazella177 06

Цитата: Елена Степанова от 23.10.2025, 21:41Хорошая гипотеза. Предки Тюдоров - язык сломаешь, как звались. Что-то эльфийское.
о предков русских монархов  другие народы тоже языки ломают :)

Елена Степанова

В Корее раскрыли гробницу IV века с редкими доспехами военачальника и коня
Доспехи сохранились почти целыми — это невероятная удача для артефактов, пролежавших полторы тысячи лет в земле.


В Кенджу археологи из Корейской службы наследия, сделали одно из самых впечатляющих открытий в новейшей истории Южной Кореи. Под курганом № 120 в районе Хваннам-дон была обнаружена деревянная гробница IV–V века, в которой находились останки военачальника Силлы вместе с полным комплектом доспехов и конской сбруей. Об этом сообщил портал Koreatimes.

Чья это гробница
Скелет принадлежал мужчине около 30 лет, судя по антропологическим данным это был военачальник Силла. Рядом лежали останки еще одного человека, вероятно, слуги или камергера. Эта практика жертвоприношения вассала отражает верность и высокий статус командующего в армии. Археологи отмечают, что находка позволяет изучить социальную иерархию, а также погребальные обычаи, где власть и военная слава тесно переплетались.


Комплекты доспехов и шлемов, найденные как для человека, так и для коня, сохранились в исключительном состоянии. Это лишь второй подобный случай после находки в кургане Чоксэм C10. В отличие от привычных железных доспехов, эти изделия изготовлены преимущественно из кожи, что свидетельствует о стремлении сделать их более легкими и подвижными.

«Это редкий момент — показать публике полный комплект доспехов для человека и лошади», — подчеркнул Хо Мин, администратор Корейской службы наследия.

«Подобные открытия меняют наше представление о воинах Силлы — это были не просто солдаты, а символы королевской власти», — отметил Ли Мин Хён, ведущий исследователь раскопок.

По его словам, мастерство изготовления и сложность комплектов указывают на существование подразделений, служивших непосредственно при королевском дворе.

Корона из позолоченной бронзы
Особый интерес вызывают фрагменты короны из позолоченной бронзы, найденные в гробнице. Она относится к одной из древнейших корон периода Силла. Декоративные мотивы напоминают стиль соседнего царства Когурё, что указывает на активный культурный обмен.

«Мы видим, как художественные и политические связи отражаются в материалах той эпохи», — сказал Ким Хунсук из Национального исследовательского института культурного наследия Кёнджу.

Реконструкция короны позволяет представить, как выглядели царские атрибуты и насколько высоко ценились символы власти. Эти детали помогают не только понять социальную структуру, но и технологии обработки металла в ранней Силле.


Исторический контекст
Королевство Силла, основанное в 57 году до н. э., управляло юго-восточной частью Корейского полуострова почти тысячу лет. Оно прошло путь от племенного союза к централизованной монархии, которая в 668 году объединила полуостров. Столица Кёнджу стала центром культуры, науки и религии, а ее археологические памятники часто называют «Музеем без стен».
Находка гробницы военачальника дает уникальный шанс заглянуть в повседневную жизнь и военную организацию ранней Силлы, показать развитие тактики, инженерное мастерство и эстетические предпочтения элиты. В частности, легкие кожаные доспехи и конские защиты демонстрируют, как изменялась военная стратегия, делая акцент на мобильность кавалерии.

https://naukatv.ru/news/v_koree_raskryli_grobnitsu_iv_veka_s_redkimi_dospekhami_voenachalnika_i_konya

Елена Степанова

Последний оплот Египта в Ханаане

Фрагмент расписного известнякового рельефа, датируемого примерно 1400 годом до н. э. и происходящего из Фив в Египте, изображает побеждённых хананеев.
(Изображение © The Metropolitan Museum of Art/Art Resource, Нью-Йорк)

Втечение трёх столетий египтяне правили землёй Ханаанской. Армии колесниц и 10 000 пехотинцев под командованием фараона Тутмоса III с грохотом пронеслись по Газе и разгромили коалицию ханаанских вождеств в Мегиддо, на территории нынешнего северного Израиля, в 1458 году до н.э. Затем египтяне построили крепости, особняки и сельскохозяйственные угодья от Газы до Галилеи, забирая лучшие продукты Ханаана — медь из шахт Мертвого моря, кедр из Ливана, оливковое масло и вино с побережья Средиземного моря, а также неисчислимое количество рабов и наложниц — и отправляя их по суше, через Средиземное и Красное моря в Египет. Египет, чтобы угодить своей элите.

Как и во многих других колониальных начинаниях до и после этого, военное завоевание привело к установлению нового культурного порядка на оккупированных землях. По всему Израилю археологи находят свидетельства того, что хананеи перенимали египетские обычаи. Они создавали предметы, достойные гробниц на Ниле, в том числе глиняные саркофаги с человеческими лицами и погребальные принадлежности, такие как фаянсовые ожерелья и украшенные горшки. Они также перенимали египетские образы, такие как сфинксы и скарабеи. Для египтян Ханаан был главным трофеем. Египетские художники вырезали и расписывали на каменных стенах храмов сюжеты, в которых хвастались победами и изображали пленных хананеев обнажёнными и со связанными рукам


На рельефе из песчаника на Седьмом пилоне храма Амона-Ра в Карнаке изображён фараон Тутмос III, египетский правитель, завоевавший Ханаан, убивающий своих врагов.
(HIP/Art Resource, Нью-Йорк)

Однако присутствие Египта в Ханаане закончилось раньше, чем могли ожидать фараоны. Ханаан подвергся нападению морских захватчиков и страдал от засухи, которая привела к нехватке продовольствия. Колониальное правление Египта начало рушиться примерно в 1200 году до н. э., начиная с севера и постепенно распространяясь на юг. Египет пал не в одиночку. Две другие великие державы Восточного Средиземноморья того времени — хетты в центральной части Турции и микенцы в Греции — столкнулись с разграблением своих столиц и крахом правительств. Все они пали в результате общесредиземноморского коллапса позднего бронзового века в XII веке до н. э. Двухтысячелетняя династическая система Египта сохранилась, но он утратил торговые связи по всему Средиземноморью и свои ценные аванпосты в Ханаане.

Начало египетского владычества в Ханаане, ознаменовавшееся сокрушительной победой при Мегиддо, известно гораздо лучше, чем его конец. Археологи, раскапывающие остатки египетских поселений в Израиле и изучающие древние тексты, высеченные на стенах храмов и нацарапанные на глиняных табличках, так и не смогли точно определить, когда и даже как закончилась египетская оккупация Ханаана. Угасала ли она постепенно или закончилась внезапно? Было ли это организованным отступлением или беспорядочным бегством? Произошёл ли он в результате регионального катаклизма позднего бронзового века или виной тому были местные факторы?

В порту Яффо, расположенном в южной части Тель-Авива, археологи Аарон Берк из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Мартин Пайльстёкер из Университета Йоханнеса Гутенберга в Майнце обнаружили, что правление Египта пришло в упадок так, как Хемингуэй описал банкротство — постепенно, а затем внезапно, — и по крайней мере отчасти это было связано с внутренними факторами.



Богатые хананеи переняли многие египетские обычаи и декоративные мотивы, такие как глиняные гробы (вверху), датируемые XIII веком до н. э. и найденные в Дейр-эль-Балахе в Газе, и Глаз Гора (вверху), например, этот фаянсовый глаз, найденный в Яффе в Израиле.
(Предоставлено Аароном Бёрком)

У египетского форпоста в Яффо были непростые отношения с местными жителями, и, судя по всему, его ждал печальный конец. Бёрк и Пейстёкер нашли свидетельства двух катастрофических пожаров, произошедших с разницей в десять лет и уничтоживших Яффу. Второй пожар случился примерно в 1125 году до н. э. Этот пожар, по мнению Бёрка, ознаменовал конец египетского присутствия не только в Яффе, но и во всём Ханаане. «Яффа была единственным чисто военным форпостом египтян. Это была их последняя линия обороны, и как только она пала, все оставшиеся египетские центры в Ханаане были отрезаны от Египта», — говорит Бёрк. Он занимается раскопками на этом месте с 2007 года, продолжая раскопки, начатые в 1950-х годах, в ходе которых было обнаружено, что Яффа была обнесённым стеной анклавом власти фараона, чьи натянутые отношения с местным населением резко контрастировали с культурным сходством между египтянами и хананеями в других местах. Бёрк говорит: «Они жили в основном врознь. А после ухода египтян здесь не осталось никаких следов их присутствия».

В ходе раскопок в Яффе был обнаружен пол древнеегипетского гарнизона рядом с современной копией ворот, на которых была надпись в честь фараона Рамсеса II.
(Предоставлено Аароном Бёрком)

Разделенные Синайским полуостровом, в древности, как и сейчас, Египет и Ханаан были соседями, чьи истории войн, торговли и миграции пересекались и переплетались на протяжении тысячелетий. Мощное централизованное правительство Египта управляло землями вдоль Нила, где фараоны строили пирамиды в Гизе и правили как боги над людьми, которые им поклонялись. Ханаан, напротив, был страной враждующих городов-государств и горных племён, которые расселились на территории современных Израиля, Ливана, юго-западной Сирии и Западного берега реки Иордан. На пике могущества Ханаана только на юге насчитывалось около 20 таких городов-государств. Их культура была примитивной, а власть — децентрализованной и слабой.

Ханаан обладал огромными запасами полезных ископаемых и сельскохозяйственной продукции, и египтяне жаждали заполучить их. Уже в третьем тысячелетии до н. э. египтяне основали оживлённые торговые посты в прибрежном городе Ашкелон и в Гезере, расположенном в центре региона, чтобы закупать экзотические товары и перевозить их в Египет на ослах, которых только недавно одомашнили. Несколько веков спустя египтяне начали торговать с морским портом Библ на побережье современного Ливана, минуя южный Ханаан, связи которого с Египтом ослабли. Со временем государства Ханаана укрепились, и около 1700 года до н. э. они вторглись в северный Египет, применив разрушительное новшество — колесницы, запряжённые лошадьми, — а затем поселенцы основали города в болотистой дельте Нила. Известные как гиксосы, греческая версия египетского словосочетания, означающего "иностранные правители", они сохраняли свои культурные привычки и вступали в конфликт с египетским правлением на юге. В конечном счете, египетское государство, воссоединившееся при фараоне Яхмосе (1550-1525 гг. до н. э.), изгнало гиксосов и отправило их обратно на родину около 1540 г. до н. э.
Спустя столетие египтяне, вновь обретшие уверенность в себе и жаждущие экспансии, нашли подходящего исполнителя своих амбиций в лице Тутмоса III (правил в 1479–1425 гг. до н. э.). Его гибкую, властную фигуру до сих пор можно увидеть поражающей толпы хананеев на храмовых барельефах в старой столице династии Луксоре. На юге военная мощь Египта покорила Нубию. «Теперь Египет считал себя центром вселенной, а всех своих соседей — врагами и потенциальными захватчиками», — говорит Дафна Бен-Тор, бывший куратор отдела египетской археологии в Музее Израиля в Иерусалиме. Египет стоял на пороге Нового царства (1550–1070 до н. э.), золотого века искусства времён правления Хатшепсут, Эхнатона и Тутанхамона. «По мере того как страна богатела и объединялась, — говорит Бен-Тор, — рос её интерес к товарам высокого статуса, которые предлагал Ханаан, таким как медь, бирюза и высококачественная древесина».

Были и другие цели. Управление Ханааном позволяло Египту сдерживать экспансию Хеттского царства и контролировать торговые пути из Центральной Азии в Средиземноморье. «Причина, по которой Египет находился в Ханаане, была в первую очередь стратегической, — говорит археолог Исраэль Финкельштейн из Тель-Авивского университета. — Ханаан был важен как мост на север и международные пути к портам на Средиземном море. Египет также мог использовать сельскохозяйственную продукцию Ханаана», — говорит он. «Египтяне установили свою власть и принесли определённую стабильность, пока эксплуатировали эти земли. Посмотрите на другие империи в истории — Британскую, Римскую — и вы увидите тот же баланс между стабильностью и эксплуатацией». Правители Ханаана стали вассалами египетского государства.

Придя к власти, египтяне создали в Ханаане колониальную администрацию, внутренняя работа которой хорошо задокументирована. Основным источником информации являются «Письма из Амарны» — архив из 382 глиняных табличек, обнаруженных в древнеегипетском городе Амарна в течение нескольких лет примерно в 1900 году. Письма, написанные аккадской клинописью, которая в то время была языком дипломатии, дают представление о том, насколько раболепно ханаанские вожди подчинялись египетскому правителю и как они добивались его благосклонности. Около 300 табличек были адресованы непосредственно фараону. Одна из них, написанная правителем города Сихем Аменхотепу III, начинается с того, что ханаанский вассал называет себя «твоим рабом и грязью, по которой ты ступаешь». Я падаю ниц перед царём, моим господином и моим солнцем». Затем он предлагает отправить к фараону свою жену, если тот попросит. В другом письме правитель Иерусалима яростно защищается от обвинений в нелояльности, выдвинутых лидером конкурирующего города-государства. В ещё одном письме царь Вавилона требует справедливости за убийство вавилонского посланника, который пересекал Ханаан по пути в Египет. «Ханаан — твоя страна, а его цари — твои слуги», — писал вавилонянин. Он вложил в письмо сапфир, чтобы сгладить напряжённость. В других письмах говорится о более приземлённых вещах, например о деталях поставок продовольствия или лошадей.


На базальтовой стеле, найденной при раскопках в Бет-Шеане, изображена победа фараона Сети I, который восстановил власть Египта над Ханааном в XIII веке до н. э.
(Коллекция Управления древностей Израиля. Фото © Музей Израиля, Иерусалим, Эли Познер)


Одна из 382 глиняных табличек, известных как «Письма из Амарны», найденных в местечке Амарна в Египте, содержит письмо ханаанского правителя Азиру фараону Аменхотепу III.
(bpk Bildagentur / Vorderasiatisches Museum, Staatliche Museen, Berlin, Germany / Art Resource, NY)

Египетские колонисты импортировали или воссоздали всю визуальную пропаганду своей власти, а также предметы, символизирующие постоянство их империи. В Бет-Шеане, недалеко от Галилейского моря, у входа в один из главных храмов стояла базальтовая статуя сидящего Рамсеса III в натуральную величину. Статуя, вырезанная из местного камня привезёнными из Египта мастерами, была обнаружена в начале XX века археологами из Музея Пенсильванского университета и сейчас находится в Музее Израиля. В Бет-Шеане жили в основном египетские солдаты, писцы и колониальные чиновники, но в других местах подобные политические заявления могли видеть и обычные хананеи. В Хацоре, одном из крупнейших городов древней Хананеев, команда исследователей из Еврейского университета в Иерусалиме недавно обнаружила часть сфинкса, сделанного из гнейса — ценного камня, который египтяне использовали для создания статуй богов и правителей. На сфинксе есть надпись, посвящённая Менкауру (правил в 2490–2472 годах до н. э.), фараону, который изначально был похоронен в одной из пирамид Гизы. Однако слой, в котором была найдена статуя в Хазоре, относится к более позднему периоду — середине второго тысячелетия до н. э. Сфинкс, вероятно, был привезён из Египта, чтобы придать статус храму — реликвии былых времён, призванной повысить престиж новой египетской колонии.
Могущество Египта проявлялось не только в величественных скульптурах. Оно также оказывало сильное культурное влияние на элиту Ханаана, которую привлекали изящные египетские украшения и символы. Археологи нашли в ханаанских захоронениях сотни предметов в египетском стиле, в том числе украшения из алебастра, стекла и сердолика, скарабеев, украшенных сфинксами и иероглифами, и глиняные горшки. Богатые хананеи любили украшать свои гробницы имитациями египетских ушебти, фигурок людей, которые должны были заботиться о мёртвых в загробной жизни. «Можно сказать, что материальная культура Ханаана была египтизирована, — говорит Бен-Тор. — Хананеи хоронили своих умерших с предметами, привезёнными из Египта, или с их местными имитациями».

Иногда хананеи вносили свои коррективы в египетские обычаи. Около 130 глиняных гробов, некоторые из которых украшены реалистичными изображениями человеческих лиц, были найдены при раскопках в Бет-Шеане и Газе — ещё одном центре египетского влияния. Такие гробы были распространены в Египте, но в Ханаане их наполняли не только погребальными принадлежностями в египетском стиле, но и ханаанскими предметами. Иногда в одном гробу хоронили двух человек, что было неслыханным в Египте, но обычным делом в Ханаане.

Елена Степанова

Последний оплот Египта в Ханаане Продолжение
Хананеи не только переняли египетские погребальные обряды или их версию, но и стали поклоняться египетской богине Хатхор. Она ассоциировалась с любовью, музыкой и женской грацией, которой восхищались и египтяне, и хананеи. Хатхор была единственным египетским божеством, вошедшим в хананейский пантеон. Её узнаваемый образ с миндалевидными глазами, длинными локонами и коровьими ушами встречается как на простых, так и на изысканных предметах, а также в археологических контекстах — от домов до дворцов.

Какое-то время Египет обладал огромной властью и культурным влиянием. Но это продлилось недолго. После смерти Рамсеса III (правил в 1183–1153 годах до н. э.) к власти пришла череда гораздо более слабых правителей — все они носили имя Рамсес и все были неспособны справиться с растущим недовольством ханаанских масс. Около 1200 года до н. э. началась сильная засуха, что недавно было подтверждено датами, полученными на основе анализа уровня отложений в Галилейском и Мёртвом морях. Голодные люди мигрировали в поисках надёжных источников пропитания, нарушая сложившийся порядок во всём регионе. Прибрежные города подвергались нападениям мародёров, которых современные учёные называют «народами моря». Их точное происхождение остаётся загадкой, но, скорее всего, они были выходцами из юго-западной Турции и с островов Эгейского моря. Они были грабителями, которые сжигали и разоряли морские порты и города в глубине материка.


Статуя фараона Рамсеса III, найденная в ханаанском поселении Бет-Шеан.
(Коллекция Управления древностей Израиля. Фото © Музей Израиля, Дэвид Харрис)


О захвате Иоппы (Яффы) полководцем Тутмоса III Джехути рассказывается в папирусе, найденном в Египте в конце XIX века.
(Предоставлено попечителями Британского музея)

«Ханаан переживал стремительный упадок, который, начавшись, подпитывал сам себя, — говорит Эрик Клайн из Университета Джорджа Вашингтона. — Одним из факторов было вторжение народов моря, но также была засуха, а с ней пришёл голод». Ещё до правления Рамсеса III верные ханаанские правители в своих письмах к фараону предупреждали о восстаниях и заговорах со стороны соперничающих государств, а археологические свидетельства говорят о том, что внутренние районы Ханаана охватило восстание. К 1130 году до н. э. люди сожгли египетские правительственные резиденции в Мегиддо, Лахише и по меньшей мере в дюжине других городов. В некоторых из них было обнаружено до 15 футов пепла. Наконец, восстание охватило Яффу.
Построенная на вершине холма с видом на море, Яффа имеет более чем 5000-летнюю историю. Её современный морской порт, заполненный рыбацкими лодками и яхтами, расположен на западной стороне холма и обращён к Средиземному морю. Но в древности порт находился на противоположной стороне, к востоку от города, в болотистом устье, которое защищало корабли от штормов и затрудняло доступ в город по суше. Египет захватил Яффу во время первой волны завоеваний Тутмоса III. Эта победа описана в рассказе под названием «Взятие Иоппы» (Иоппа — старое название Яффы), который содержится на папирусе, обнаруженном в Египте около 1870 года и ныне хранящемся в Британском музее. Согласно этой истории, египетский военачальник Джехути притворился, что сдаётся, после того как ему отказали в попытке захватить Яффу. Затем он предложил хананеям 200 корзин в качестве дани. В корзинах прятались египетские солдаты, которые, оказавшись внутри города, выпрыгнули и захватили его.

Хананеи в других местах, возможно, и благосклонно относились к египетскому правлению, но не в Яффе. Это был иностранный форпост на зачастую враждебной земле, говорит Бёрк. По его мнению, отсутствие ханаанских материалов египетского периода внутри городских стен свидетельствует о напряжённых отношениях между двумя общинами. «Здесь мы можем реконструировать всю иерархию египетского контроля: как город стал военным плацдармом, достиг своего расцвета во времена Рамсеса II, а затем был заброшен, и почти всё это время он был изолирован от окружающей ханаанской культуры» — настолько изолирован, что, по его словам, элитные египтяне привозили с собой жён, что наводит на мысль о том, что колониальные офицеры пренебрегали местными женщинами. «Низшие чины, возможно, женились на местных девушках». Египтяне даже не хоронили своих умерших на этой чужой земле. Бёрк не нашёл в Яффе египетских захоронений, потому что, по его мнению, египетские трупы отправляли домой для погребения. Египтяне привозили с собой керамику и даже деликатесы, такие как нильский окунь, несколько костей которого были найдены.


Богиня Хатхор была единственным египетским божеством, которому поклонялись хананеи.
(Леонид Падруль, ©MUSA — Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив)

Во времена Древнего Египта все, кто входил в Яффу, проходили под внушительными квадратными воротами, состоявшими из двух башен из сырцового кирпича, соединённых сверху широким двухэтажным деревянным мостом, который образовывал крытый проход. Примерно в 1960 году американский археолог Джейкоб Каплан раскопал фрагменты монументального фасада ворот. Он нашёл менее половины декоративных элементов, но их было достаточно, чтобы различить вырезанное на воротах обращение к абсолютному правителю Египта, а теперь и Ханаана: «Гор-Сокол, Сильный Бык, Возлюбленный Маат, Царь Верхнего и Нижнего Египта, Усермаатра Сетепенра, Сын Ра, Повелитель Корон, Рамсес». Бёрк говорит: «Эти ворота говорили каждому, кто приходил: ,,Это Египет"».

Бёрк и Пейстёкер обнаружили город, в котором жили солдаты и египтяне, питавшиеся зерном и фруктами, которые ханаанские фермеры приносили к воротам Рамсеса. Каплан нашёл 22 пивоваренных котла, идентичных тем, что изображены на египетских настенных росписях. Это доказывает, что солдаты варили собственное пиво. У них также были сувениры из дома, в том числе несколько скарабеев с изображением Аменхотепа III. Другие находки, такие как большие кипрские амфоры для хранения и фрагменты микенских сосудов, указывают на космополитичные торговые связи города. Но местных товаров почти не было найдено. «Учитывая отсутствие ханаанских предметов внутри городских стен и то, что город был уничтожен пожаром, можно с уверенностью сказать, что египтяне не ладили с людьми, жившими поблизости», — говорит Пайльштокер. «Если бы вы просто следовали библейским текстам, то могли бы подумать, что это был очень мирный период, а египтяне были добрыми правителями. Но мы видим насилие и беспорядки».

Восстание, которое, по мнению Бёрка, положило конец правлению Египта в Яффе, началось примерно в 1135 году до н. э., когда сгорели ворота Рамсеса. Они были восстановлены, но примерно через 10 лет сгорели снова. Бёрк считает, что интенсивность жара от обоих пожаров указывает на то, что они были подстроены.



Ворота в Яффу (вверху), показанные здесь в виде цифровой реконструкции, вели в крытый проход, по которому ханаанские земледельцы приносили свой урожай. В ходе раскопок (вверху) были обнаружены обгоревшие семена, а также обрушившаяся крыша — свидетельства пожара, уничтожившего египетский гарнизон.
(Предоставлено Аароном Бёрком)

Во время второго пожара глиняные кирпичи, обращённые к крытому проходу, раскалились до такой степени, что стали красновато-коричневыми, как будто их обожгли в печи. Керамика сгорела дотла. Фрагменты рогов 32 оленей, украшавших проход, частично расплавились. Пассажиры на борту кораблей в Средиземном море могли видеть клубы чёрного дыма, поднимавшиеся над горящими соломенными крышами Яффы. По мнению Бёрка, косвенные доказательства указывают на то, что хананеи сами устроили пожар. Он говорит: «Могли ли это быть народы моря? Возможно. Но найденные нами даты на 50 лет позже связанных с ними разрушений».

Бёрк и Пейстёкер смогли примерно восстановить ход последнего восстания в Яффе. Команда обнаружила погнутые наконечники стрел, наконечник копья и свинцовый груз внутри ворот Рамсеса, где, должно быть, развернулось сражение. По их мнению, затем нападавшие подожгли деревянную платформу между двумя башнями. Она обрушилась в проход внизу, на груды семян, оливок, фисташек, чечевицы, фиников, винограда и пшеницы. Радиоуглеродный анализ 21 обугленного семени показал, что пожар произошёл между 1134 и 1115 годами до н. э., с наибольшей вероятностью в 1125 году до н. э.. Бёрк говорит, что это самая поздняя подтверждённая дата поселения египтян в Ханаане. Однако некоторые учёные скептически относятся к тому, что всё закончилось в Яффе.

По словам Бен-Тор, в начале следующего столетия в Бет-Шеане ещё сохранялось египетское присутствие. «Яффа не была последним египетским центром, — говорит она, — хотя она пала примерно в то же время, что и остальные». В любом случае, близлежащие египетские аванпосты тоже постигла печальная участь. В двенадцати милях от Яффы, в глубине материка, находилось зернохранилище Афек, на месте которого сегодня стоят руины османской крепости XVI века. В ходе раскопок, проведённых в 1970-х годах археологами из Тель-Авивского университета, было обнаружено зернохранилище, погребённое под шестью футами обугленных брёвен и обломков. Разрушение Афека позволяет предположить, что поджог Яффы был не единичным нападением, а частью общего восстания. Бёрк предполагает, что это, вероятно, привело к перебоям с поставками зерна в Яффу, что ещё больше ослабило позиции египтян. В 1125 году до н. э. вид поднимающегося над Афеком дыма из Яффы ясно дал понять, что правление Египта в Ханаане закончилось.


Археологи обнаружили множество предметов вооружения, в том числе эти наконечники стрел, которые позволили им воссоздать последние, самые напряжённые моменты жизни Яффы.
(Предоставлено Аароном Бёрком)


На месте Афека, в нескольких милях к востоку от Яффы, находятся руины 500-летней османской крепости. Афек, вероятно, поставлял большую часть зерна, которым кормили египетских солдат в Яффе. Город также сгорел во время гражданских беспорядков, уничтоживших местный гарнизон.
(Предоставлено Роджером Этвудом)

https://archaeology.org/issues/july-august-2017/features/jaffa-egypt-canaan-colony/

Demetrius

Осталось теперь только найти в Израиле пирамиду египетского образца.
Министерство Пространства и Времени

Demetrius

Цитата: Demetrius от 23.10.2025, 22:56Осталось теперь только найти в Израиле пирамиду египетского образца.
Пирамиду Тамонхаима :D
Министерство Пространства и Времени