Исторические деятели - хлысты, скопцы и прочие сектанты

Автор УкуРуку, 20.05.2025, 06:35

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

УкуРуку

Попалось утверждение о том, что Суворов был скопцом...


ЦитироватьВспомним нынешнего святого РПЦ генералиссимуса Суворова, бывшего ревностным поклонником скопчества. И всех его насельников и крестьян в поместье из числа бывших солдат, которые жили скопчеством следом за своим фельдмаршалом, фактически богославя его.

https://dzen.ru/a/Z7g0sNbIxUERpPdv

Решила проверить... Оказалось, что такая версия существует. Церковники в неё не особо верят, но считают, что она требует проверки при решении вопроса о канонизации (которая ещё не состоялась и имеет противников в церкви).

ЦитироватьПочему скопцы называли Суворова «своим»

Для привлечения новых членов секта скопцов-кастратов использовала различные способы – угрозы, шантаж, обман. А иногда – наглядный пример вступления в секту известных людей, авторитет которых был непререкаем. Сегодня отдельные историки рьяно доказывают, что одной из «икон» скопцов был великий полководец Александр Суворов.

Пример для подражания
Может, не все современники знали основные тактические приемы Суворова, но за его победы и патриотизм полководца, не проигравшего ни одного сражения, почитали и любили. Авторитет Суворова был непререкаем. Им восхищались, на него равнялись. Поэтому вполне допустим факт, о котором упоминает историк Андрей Буровский. В своей монографии о сибирских сектах он писал, что скопцы уверенно именовали Суворова «своим», вешая его портреты-иконы в красном углу.



Зная о склонности скопцов к мифологизации, желании создать вокруг себя некий ореол святости, подчеркнуть собственную избранность, легко принять это допущение – пример Суворова помогал вербовать новых адептов. А то, что Суворов действительно состоял в секте, доказывалось странностями поведения и особенностями внешности Суворова. И обращаемые верили в то, во что хотели верить. Если уж такой великий человек как Суворов принял «огненное крещение», то им, самым обычным и ничем не примечательным, грешно отказываться.

Польская версия
Желающие причислить Суворова к скопцам сегодня вспоминают польского историка Казимира Валишевского – искусного мифотворца, известного у нас многочисленными сочинениями о придворной жизни 18 века. Объективно-историческими его книги считать трудно, но читаются истории Валишевского легко и с интересом, ведь в них так много салонных анекдотов и подробностей интимной жизни русских правителей и известных придворных.

Именно Валишевский называет Суворова «евнухом», который в 1791 году якобы направил князю Потемкину «для сомнительных развлечений» крымских пленников – трех девушек и одного юношу. Документальных доказательств подобного жеста со стороны Суворова не существует, как нет и подтверждения, что использованное определение Суворова следует воспринимать буквально. Не исключено, что польский историк имеет в виду политическую кастрацию – бессилие, желание Суворова угодить екатерининскому фавориту. Или попросту использует оскорбление из-за неприязни к русскому полководцу, который в 1794 году беспощадно подавил польское восстание Т. Костюшко.

Доводы в пользу оскопления

Но вернемся к странностям поведения и внешности полководца, которые скопцы вполне могли использовать в качестве аргумента, подтверждающего его принадлежность к их секте. С детства болезненный и субтильный Суворов в один прекрасный день преобразился. И скопцы объясняли это не регулярной зарядкой и методичным закаливанием, а оскоплением, после которого организм перестал тратить силы и сублимировал сексуальную энергию в укрепление мышц.

Нерастраченная сексуальная энергия требовала выхода, и если после оскопления традиционная разрядка была невозможна, энергия выходила иначе. У Суворова этот выход якобы проявлялся в странностях поведения – громком пении, истошном кукареканье, катании в холодной траве в полуголом виде.

Известно, что после кастрации на лице мужчин-скопцов переставали расти усы и борода. И этот факт также идеально вписывался в образ Суворова-скопца – полководец никогда не мог похвастаться буйной растительностью, был невысок, субтилен, невзрачен. Припоминали скопцы и нелюбовь Суворова к докторам, которые якобы могли обнаружить «тайну» суворовского оскопления, и недоверие к женщинам, и позднюю женитьбу, и совершенно несчастливый брак.

Мифы скопцов
Оскопление Суворова идеально вписывалось в мифологию, которую усердно создавали скопцы. Одним из самых популярных мифов для привлечения новых членов в секту было жизнеописание Акулины Ивановны. Скопцы утверждали, что Акулина Ивановна – царица Елизавета Петровна, которая через 2 года правления оставила на троне фрейлину-двойника, а сама, переодевшись в нищенку, отправилась в паломничество. По дороге она встретила Божьих людей, приняла их веру и осталась с ними жить.

Еще будучи царицей, непорочная и благочестивая дева Елизавета-Акулина якобы родила от Святого Духа сына – Иисуса Христа, известного в миру под именем Кондратия Селиванова. Мать скрывала сына за границей, где Кондратий-Иисус был «убелен» (кастрирован). Затем он вернулся, женился на Екатерине Второй и чудом избежал убийства. Император обменялся платьем с караульным – именно солдата заговорщики и убили. Кондратий-Петр Третий бежал в Орловскую губернию, где встретился с матерью Акулиной Ивановной (Елизаветой Петровной) и встал во главе русских скопцов.

При Александре Первом многим сектам было сделано послабление, поэтому император с супругой также «угодили» в ряды скопцов. Красочно описывали скопцы не только весь путь царской семьи к «истинной вере», но и рассказывали, что вступил в секту и великий Наполеон. Он якобы был незаконнорожденным сыном Екатерины Великой, которого мать отправила за границу, где он подвергся процедуре оскопления. За границей Наполеон и прославился. А если кто из новых сектантов сомневается в том, что Наполеон жив, так пусть уверует – великий император жив-здоров, он бежал в Турцию и обязательно объявится в день Страшного суда.

https://cyrillitsa.ru/history/139663-zachem-boycov-vermakhta-khoronili-u-mogi-2.html

ЦитироватьТребует проверки и еще один миф, в XIX в. пущенный сектантами: якобы Суворов был тайный скопец. Впрочем, скопцы причисляли к «своим» даже императрицу Елизавету Петровну и вообще многих известных людей – вплоть даже до Наполеона Бонапарта.

https://pravslov.ru/suvorov.html


ЦитироватьКуда больше отличали Суворова от других его знаменитые чудачества. Но тут можно вполне можно согласиться с митрополитом Ювеналием - эксцентричность полководца действительно "нельзя рассматривать как юродство во Христе".

Вот что пишет об этом Александр Петрушевский (его грандиозный фундаментальный труд, впервые опубликованный в 1884 году, трудно обвинить в политической конъюнктурности): "По мере того, как положение и знаменитость его возрастали, он стеснял себя все меньше, и выходки его переходили иногда из обыкновенных невинных чудачеств в распущенность и непристойность. Так, он часто появлялся в окне голый, т.е. в своем излюбленном домашнем летнем костюме, в котором несколько лет назад принимал визит Платона Зубова...
https://www.mk.ru/social/2023/08/26/suvorovskoe-chistilishhe-pochemu-cerkov-otkazyvalas-kanonizirovat-polkovodca.html

Его "излюбленный летний костюм" подозрительно напоминает "световые одежды"...

Сергей В.

Ну какой из Суворова был скопец, если у него были жена, дочь Наталья и сын Аркадий? Женился он правда поздно, в 44, но не скопцом же?

УкуРуку

#2
Цитата: Сергей В. от 20.05.2025, 11:21у него были жена, дочь Наталья и сын Аркадий

Сына он не признавал, а в браке были проблемы, вплоть до раздельного проживания:


ЦитироватьПоложение изменилось после того, как у Варвары произошли два выкидыша во время суворовских походов. Жена и муж стали избегать друг друга. Суворов не без основания подозревал супругу в неверности и в 1779 году начал с ней бракоразводный процесс. Но до самой смерти великий полководец не смог избавиться от надоевшей и изменявшей ему жены! Он, перед которым бежали сильнейшие армии мира, оказался бессилен перед упрямством и эгоизмом женщины, поддержанной великосветским мнением!

Не добившись законного развода, Суворов в 1784 году стал жить с женой раздельно, после того, как узнал, что Варвара снова беременна. Это не могла быть беременность от Суворова, как он сам был уверен, поэтому родившегося вскоре сына Аркадия он до его двенадцатилетия официально не признавал своим.
https://dzen.ru/a/YboH32bmkE9kHvBU

Если и были выкидыши, то тоже - не от мужа... Так же могло быть и с рождением дочери. Если он скрывал скопчество, то, для вида, нужен был ребёнок...

Попадается утверждение о том, что он даже порывался уйти в монастырь, но получил приказ для очередного похода.

Интересный момент, напоминающий о Фрейде:
ЦитироватьНикогда не позволяет он солдатам, которые преданы ему душою, чистить своё ружьё и амуницию, называя ружьё своей женою»
https://proza.ru/2021/03/08/1762
Может, шомпол заменял то, что отсутствовало? :)

Там же:

ЦитироватьОн сам признавался: «Правда, немного знавал я женщин, но, забавляясь в их обществе, соблюдал всегда почтение. Мне недоставало времени быть с ними, и я их страшился. Женщины управляют здешнею страною, как и везде, и я не чувствовал в себе достаточно твёрдости защищаться от их прелестей.» Хотя Суворов был вполне галантным кавалером, мог и спеть, и потанцевать, однако, как свидетельствует его сослуживец маркиз Дюбокаж: «... не любил женщин, считая их помехою для военного человека, расстраивающих здоровье, действующих на нравы и отнимающих бодрость». Как верующий человек, хорошо знавший Библию, Суворов говорил про женщин, что « ... от них мы потеряли рай».  Вся его семейная жизнь была короткой и неудачной. 



ЦитироватьВарвара была поражена образом жизни своего уже знаменитого генерала: он всего несколько дней проспал с ней в мягких пуховиках и перинах, к которым он не привык, а потом перебрался в другую комнату: спал на полу, простелив охапку сена, вместо матраца, подложив под голову вещмешок, вместо подушки и укрывшись плащом. Варвара была изнежена, ей было постоянно холодно, и поэтому она, извините, не любила мыться, а Александр почти каждый день, даже зимой, обливался до пояса холодной водой.
Возможно, "закаливание" имело религиозную основу и шло в рамках "умерщвления плоти".

Demetrius

Суворов- человек екатерининской эпохи. Хотя скопчество тогда уже существовало, интереса среди представителей высшего общества оно не вызывало, оставаясь абсолютно маргинальным явлением(а до воцарения Александра, с последующим его "впадением в мистицизм", было еще далеко).. То есть, по причинам социально-психологического характера Суворов никак не мог принадлежать к нему.
Записывать задним числом в "своих" разных известных и популярных людей- обычный прием всех сектантов.
Министерство Пространства и Времени

Demetrius

#4
Цитата: УкуРуку от 21.05.2025, 00:24Сына он не признавал, а в браке были проблемы, вплоть до раздельного проживания:


Если и были выкидыши, то тоже - не от мужа... Так же могло быть и с рождением дочери. Если он скрывал скопчество, то, для вида, нужен был ребёнок...

Попадается утверждение о том, что он даже порывался уйти в монастырь, но получил приказ для очередного похода.

Интересный момент, напоминающий о Фрейде:Может, шомпол заменял то, что отсутствовало? :)

Там же:

Иногда шомпол это просто шомпол.
Министерство Пространства и Времени

УкуРуку

ЦитироватьСуворов всегда довольно скептически относился к женщинам. Преданный всей душой военному ремеслу, задавшись в нем определенными целями и посвящая этим целям все свои помыслы и энергию, он, естественно, должен был видеть в женщине и связи с ней помеху своему призванию. Его привычки, подвижная деятельность, весь склад его жизни не подходили к условиям, налагаемым на человека брачными узами. Вероятно, он навсегда остался бы холостяком, если бы особые обстоятельства не побудили его, вопреки усвоенным им взглядам, внезапно жениться, имея уже 43 года, на девушке, которую он почти совсем не знал. «Едва ли может подлежать сомнению, — говорит г. Петрушевский, — что дело было подготовлено его отцом, который по выходе в отставку жил в Москве и в своих имениях. Василий Иванович Суворов сам женился рано, не имея 25 лет от роду; в 1773 году ему было около семидесяти лет, а сын все оставался холостым, несмотря на то, что ему шел уже пятый десяток.
https://ru.wikisource.org/wiki/Жена_Суворова_(Шубинский)

Явно - фиктивный брак, ради имиджа.

УкуРуку

#6
Цитата: Demetrius от 21.05.2025, 00:37интереса среди представителей высшего общества оно не вызывало, оставаясь абсолютно маргинальным явлением

Может, и не был оскоплён, но какая-то жёсткая религиозная система просматривается.

Все эти секты - наследие старообрядчества, и соответствующие идеи существовали до раскола. Они очень древние!

Цитировать"Евнухи, которые добровольно сделали себя таковыми ради Царствия Небесного, должны быть почитаемы более всех. Ангелами их называем, ибо, свободны и от страстей века сего, и от плотских попечений." Святитель Иоанн Златоуст

Цитировать"Подвиг евнуха велик, ибо он избрал ангельский образ жизни, не знающий женского общения и свободный от страстей." Иоанн Диакон (Патриарх Константинопольский)

Цитировать"И подобно ангелам, евнух пребывает свободным от забот о жене и детям, посвятив всю свою жизнь служению Богу и Империи." Константин VII Багрянородный

ЦитироватьВ христианстве также существовало добровольное оскопление, его проводили ради достижения непорочности и святости, которую, по мнению некоторых теологов, можно достичь только путем кастрации. Об этом писал христианский теолог второго века Тертуллиан, утверждая, что Царствие Небесное открыто для скопцов. Bо ll веке последователи другого теолога Оригена также сами оскопляли себя, чтобы сохранить целомудрие, но их рвение простерлось дальше и дошло до того что они стали оскоплять всех, кто попадал им в руки.
https://dzen.ru/a/Y_nDCHbsjBRvF2fx

Тертуллиан - о деторождении

ЦитироватьТертуллиан не признает желание иметь детей уважительным поводом для вступления в брак. Прежде всего, он считает несовместимой идею заботы о детях и желание покинуть этот мир, какое, по его мнению, должно быть свойственно любому христианину: «Зачем желать детей, когда имея их, мы желаем им поскорее покинуть наш злосчастный век и быть принятыми у Господа, как того хотел апостол? Хватит с нас забот о своем собственном спасении, если даже не заводить детей!» (Ad uxor. 1.5). Далее Тертуллиан открыто называет детей бременем, onera, причем бременем, от которого люди стремятся всячески избавиться. Язычники этим бременем, то есть детьми, тяготятся, нарушая законы. Отсюда широко распространенная практика абортов и отказа от новорожденных. Христиане, которые, по словам писателя, не имеют с этой практикой ничего общего и осуждают ее как форму убийства, тем не менее, не должны желать потомства. Ибо дети встают между ними и Богом: «Почему же Господь возвестил: "Горе беременным и кормящим" (Matt. 24:19; Luc. 21:23), если не для того, чтобы свидетельствовать: в Судный день тягостным станет бремя детей?» Дети, как и все остальное, связывающее человека с заботами этого мира, помешают христианину с легкостью «подчиниться зову ангельской трубы», перенести гонения и лишения. И уже поэтому желание иметь детей не подобает христианину в той же мере, в какой ему не подобает заключать брак из плотского вожделения или по другим мирским мотивам.
https://cyberleninka.ru/article/n/tertullian-i-semya-k-vnutrenney-hristianskoy-polemike-epohi-severov

Как это близко к идеям манихейцев!

ЦитироватьНо мужество и сила, свойственные плоти, выявляются не только через мученичество, но и через терпеливое перенесение того, что требуется от человека, упражняющегося в различных добродетелях. С этой точки зрения знаменательным оказывается одно место из «О терпении» (13, 5–6):

«Но если мы расположим по порядку самые высокие и самые счастливые степени проявления телесного терпения, окажется, что именно терпение неизменно печется о здоровье [человека], благодаря воздержанию, налагаемому на плоть: воздержание делает сильной вдову и запечатлевает своей печатью плоть девственниц, и возносит к Царству Небесному тех, кто по доброй воле является скопцами».

https://www.mgl.ru/library/24/C_Moreschini_Storia_della_filosofia_patristica82.html

ЦитироватьДля тех, кто выбирал путь оскопления, это открывало не только духовные перспективы. Оскопление символизировало полное отречение от мира и его ценностей, делая таких людей живыми примерами радикальной веры. Это позволяло претендовать на высокие должности в церковной иерархии и при дворе императора. До статуса патриарха дослужилось девять евнухов: Герман I, Никита II, Мефодий, Игнатий, Стефан II, Феофилакт, Полиевкт, Константин III, Лихуд и Евстратий Гарида.

К сожалению, современная церковь отвергла эти практики и не может больше давать примеры такой духовности.
https://aftershock.news/?q=node/1466847&full

Действительно, жаль :)

Дмитриевская

Современная церковь все идеи оскопления считает крайне греховными, как и любое самоповреждение с нанесением себе увечий. Укрощать следует страсть путем возвышения духа. Ну отсечет себе орган, а голову куда ?

УкуРуку

#8
Цитата: Дмитриевская от 21.05.2025, 06:00Современная церковь все идеи оскопления считает крайне греховными

Да, но это практиковалось. Явно, церковная реформа была не только в РПЦ... А главное - то, что во времена Суворова это не было каким-то новшеством: скорее - это было возвращением пережитков. Старообрядцам стали давать послабления, и всё это стало вылезать...

Дмитриевская

Цитата: УкуРуку от 21.05.2025, 06:47Да, но это практиковалось. Явно, церковная реформа была не только в РПЦ... А главное - то, что во времена Суворова это не было каким-то новшеством: скорее - это было возвращением пережитков.
да эта крайность ещё с древней церкви идёт. Когда слова " лучше руку отсечь, чем все тело будет в геенне огненной ", понимались буквально . И занимались членовредительством.

УкуРуку

#10
ЦитироватьДля мировоззрения эпохи русского Средневековья исход человеческой истории был предопределен концом света и последующим за ним Страшным судом, поэтому для Средневековья была характерна ориентация на вечность, которая должна наступить после Страшного суда. Для сознания того времени проблема состояла не в том, что наступит в будущем, а в том, когда это свершится. Средневековье жило в напряженном ожидании Страшного суда и постоянно «вычисляло» его. Для традиционалистов время как бы остановилось, «свилось, как свиток» («Апокалипсис»). Они жили в эсхатологическом времени, полагая, что Страшный суд - у порога или уже наступил.

Иначе смотрели на время новые идеологи - проблема антихриста, второго пришествия и Страшного суда становится для новой церкви теоретической - конец мира произойдет, но не сейчас и не скоро. На смену эсхатологической идее приходит идея жизненного оптимизма, уверенности в вечности земного существования. Исторический акцент переместился с вечности на землю, с прошлого на будущее, и русские люди - та их часть, которая строила и переняла новую культуру, - перестали думать о сроках светопреставления и готовиться к нему. Новая идеология не боялась Страшного суда, верхи предлагали русским людям новое будущее. Но с точки зрения тех, кто не мог отрешиться от средневекового сознания, этим верхи будущее у них отнимали. Самоуморения и самосожжения, которые в совокупности не поддаются никакому рациональному объяснению, и были попыткой вернуть это утраченное будущее. Неслучайно апокалипсические настроения наиболее выражены были в ранний период раскола, в период наибольших гонений на приверженцев старой веры, когда антицерковный протест слился с антифеодальным и антимонархическим. Последние времена уже наступили, а антихрист уже царствует в мире - этот тезис дал большие возможности выразить недовольство против существующих порядков. Эсхатология стала реакцией широкой старообрядческой оппозиции на репрессивные меры властей. Да и как могло традиционное сознание оправдать разрушение традиции? Ведь отрицалось почти все, что было создано со времен Владимира-Святого. Отрицались книги и профессиональная музыка, иконы, фрески и зодчество, навыки общения между людьми, одежды, праздники, развлечения. Отрицались многие традиционные институты, например, институт юродства, который на Руси выполнял важнейшие функции общественной терапии.

https://cyberleninka.ru/article/n/eshatologicheskie-predstavleniya-staroobryadtsev

А народу втемяшивают, будто вся суть раскола - в вопрос: "креститься надо двумя пальцами, или тремя". 


Там же:

ЦитироватьРазвитие апокалипсических взглядов старообрядчества как формы протеста против существующего строя продолжалось и в ХХ в. в период существования СССР. Представитель поповского направления Епископ Кишиневский (ранее нижегородский) Иннокентий (Иван Усов) - крупнейший старообрядческий писатель ХХ века - предпринял новую интерпретацию аллегорических образов Апокалипсиса в книге «Апокалипсические чудовища». И как продолжение антигосударственной направленности старообрядчества можно рассматривать его отношение к СССР, символизированное в «Апокалипсисе» красным драконом как непосредственно сатанинская сила, как безбожническая свирепая власть, «государство явно враждебное христианству и всякой другой религии».

<...>

Странническое "учение о побеге" по сей день остается одной из наиболее радикальных моделей, созданных старообрядчеством в целях спасения "древлего благочестия". Сегодня бегунское согласие серьезно уступает другим течениям по численности и влиянию на общественную жизнь, но его присутствие на конфессиональной карте России говорит о том, что идея фактического разрыва с "никонианским миром" по-прежнему востребована "староверческими социумом"»

Похоже, РПЦ одной ногой - там... Поэтому и сводит раскол к вопросу о количестве пальцев. Вся разница - лишь в поддержке государства.

Сергей В.

Цитата: УкуРуку от 21.05.2025, 00:24Сына он не признавал, а в браке были проблемы, вплоть до раздельного проживания:
Сына он в конце концов признал и очень о нем заботился, а проблемы есть почти у всех, тем более с его "командировками". К перинам  он так и не привык +)

Сестра Гигон

Э, простите, какой может быть рост мышц у кастрированного человека? После кастрации нарушается весь метаболизм, появляется склонность к ожирению, физическая сила снижается. Кастраты хорошо чувствуют себя в гареме или на государственной службе, но не в бою.

УкуРуку

Цитата: Сергей В. от 21.05.2025, 07:45К перинам  он так и не привык
Думаю, что причина была религиозной.

Против скопчества - то, что он очень увлекался нудизмом, и устраивал даже коллективные покатушки по траве с солдатами: был бы скопцом, это бы увидели.

Сестра Гигон

Цитата: УкуРуку от 21.05.2025, 10:36Думаю, что причина была религиозной.

Против скопчества - то, что он очень увлекался нудизмом, и устраивал даже коллективные покатушки по траве с солдатами: был бы скопцом, это бы увидели.

Может, он был скрытым гомосексуалистом? Поэтому и не проявлял интереса к женитьбе.