История оружия

Автор Alina, 19.04.2023, 13:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alina

Меч скифов акинак

Племена скифов считались одной из самых мощных сил на территории Передней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья. Их главным оружием был акинак.

https://diletant.media/articles/35555420/

Согласно древнегреческому историку Геродоту, самое значительное достижение скифов состояло в том, что «никто из тех, кто вторгался к ним, не мог спастись бегством» и не мог их захватить. По его словам, скифы не основывают городов или укреплений, но будучи конными стрелками, возят свои дома с собой. Пропитание они добывали не земледелием, а за счёт разведения скота. «Как же им не быть непобедимыми и недоступными для нападения», — пишет историк. Ярким подтверждением его слов был неудачный поход огромной персидской армии во главе с царём Дарием I на Скифию в 512 г. до н. э. Вместо укреплённых городов кочевники имели хорошо вооружённое дисциплинированное войско.

Историки отмечают, что меч, будучи оружием ближнего боя, «никогда не играл первостепенной роли в вооружении скифских воинов». Кочевники, в первую очередь, славились тем, что были отличными конными стрелками из лука. Вообще, акинак среди вооружения кочевников занимал лишь третье место, конечно же, после лука со стрелами и копья.

Меч в большей степени был неотъемлемой частью так называемой военной аристократии, а вот рядовые воины не всегда имели в своём арсенале это оружие. В частности, поэтому, как предполагают историки, мечи сравнительно редко встречаются в знаменитых скифских курганах, и это помимо того факта, что могильники часто подвергаются разграблению.


Рукоять скифского меча 4-го века до н. э.

Акинак, по сведениям историков, — это персидский термин, который употреблял всё тот же Геродот. Согласно исследователям, в начале это был по большей части кинжал, длина которого колебалась между 35 и 45 см. Однако впоследствии акинак стал длиннее: его средняя длина могла варьироваться уже между 40 и 60 см. Кроме того, отмечают, что в обиходе могли быть и большие образцы. Впрочем, как для коротких, так и для длинных клинков были характерны обоюдоострые лезвия, сужающиеся к острию в форме треугольника. Таким образом, мечом можно было наносить режущие и колющие удары.


Виды скифских мечей.

Правда, длина клинка на классификацию акинака никак не повлияла. Типология этого вида оружия была составлена в зависимости от определённого вида перекрестия и навершия рукояти. Например, в 7−5 вв. до н. э. преобладают различные варианты прямоугольных или напоминающих по форме полумесяц наверший.

Впоследствии в оформлении рукояти стали появляться зооморфные украшения наверший, например, в виде голов птиц или лошадей. Перекрестия также имели различные виды. В особенности были распространены мечи с овальными (почковидными) и бабочковидными формами. Меньшей популярностью пользовались сердцевидные перекрестия или прямоугольные формы. Кстати, при изготовлении клинка, как отмечают исследователи, применялся металл с различным содержанием углерода, что делало клинок пластичным и гибким.


Меч, украшенный золотом.


Акинак.

А вот про ножны акинака известно немного. Делались они из дерева, отчего почти не сохранились. Исключение составляли окончания ножен, которые часто изготавливались из металла или кости. Очень часто на них также изображались звери. Ножны вождей и в целом знатных воинов могли украшаться золотом. Говоря о форме меча и ножен, повторяющих его форму, исследователи зачастую отмечают его культовую роль.

Например, учёные предполагали, что скифы соотносили меч с «мировым древом», что как бы подчеркивалось в его декоре. Кроме того, почковидные и сердцевидные формы перекрестий, равно как и сама форма меча, в представлении скифов могли соотноситься с фаллическим символом. В качестве подтверждения этой теории историки обращают внимание на соответствующие изображения мужского органа на изваяниях. При этом, кроме скифов, акинак использовали в Индии и Персии. Например, в 5-м в. до н. э. этот меч был в арсенале у осёдлых народов Среднего и Ближнего Востока, сражались такими клинками и на территории Центральной Азии.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

НифНафНуф

Цитата: Alina от 19.04.2023, 13:16Кстати, при изготовлении клинка, как отмечают исследователи, применялся металл с различным содержанием углерода, что делало клинок пластичным и гибким.
Большей частью из найденных-бронза.Правильней разделять: меч-акинак и кинжал-акинак.

Alina

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

В эпоху постоянных войн рыцарь не мог обойтись без защитной экипировки. Как появились доспехи? Так ли тяжелы они были? Из каких частей состояло рыцарское облачение?

https://diletant.media/articles/26808316/

Первые металлические защитные костюмы появились ещё в 5-м в. до н. э. Древнейшая находка элементов кольчуги — обрывки рубашки, сплетённой из железных колец, — принадлежала кельтским племенам. Процесс создания такой брони несложен, хотя довольно трудоёмок. Для того, чтобы сделать из груды металла кольца и скрепить их между собой, требовалось около 1,5 года. Кольчугу легко починить — достаточно вставить новые кольца на место испорченных, но из-за высокой стоимости работы более популярным видом защиты стал пластинчатый доспех.


Охота на единорога, миниатюра из Рочестерского бестиария, 13-й в.

Пластинчатая броня состояла из нескольких металлических пластин, которые крепились на пояс вокруг торса воина. Плечи, грудь и голова защищались отдельными элементами доспеха — они присоединялись ремнями или крючками. Общий вес пластинчатой брони составлял 13−15 кг. Такой защитный костюм был широко распространён в Древнем Риме: его использовали не только легионеры, но и римские сановники, так как броня была неуязвима практически для любого оружия.

Раннее Средневековье

Кольчуга не выходила из обмундирования воинов той эпохи. После падения Римской империи она вновь стала важной частью защитного костюма. Однако не каждый мог себе позволить эту дорогую броню — известно, что её часто передавали по наследству. В Раннее Средневековье в обиход воина входит защитный костюм из твёрдой ткани — из сукна или льна. Изделие напоминало современную стёганую куртку. Рукава присоединялись к ней отдельно, иначе было бы невозможно двигать руками из-за большой плотности костюма — его набивали опилками, паклей и обрезками тканей. Мягкие доспехи защищали воина от ударов мечей и топоров. С усовершенствованием холодного оружия воины стали более уязвимыми.


Византийский воин в ламеллярном доспехе, фреска 10-го в.

В более поздний период Средневековья броню из ткани стали надевать под основные доспехи. Сначала это была привычная кольчуга. Появление мощных арбалетов, стреляющих металлическими болтами, потребовало более надёжной защите. В 13-м веке оружейники разработали так называемый переходный доспех. Он состоял из сюрко (длинного плаща с прорезями для рук, который покрывал спину и торс человека) с нашитыми на груди металлическими вставками. Подобный вариант брони использовали и для защиты конечностей — такие доспехи изготавливали из кожи и вшивали внутрь каркас из металла.

Постепенно переходные доспехи трансформировались в более сложную броню. В 14-м веке оружейники вернулись к идеи пластинчатой защиты по древнеримскому образцу. От раздельных лат для груди, спины и конечностей мастера перешли к созданию сплошных железных костюмов — именно таким мы и представляем себе «классического» рыцаря в полном облачении.
Из чего состояли доспехи

Такое обмундирование включало в себя несколько частей и слоев. Сначала рыцарь надевал поддоспешную одежду. Она защищала тело от жестких лат и служила основой для брони — на неё с помощью ремней или шнурков крепились все составные элементы костюма рыцаря. В качестве поддоспешника выступали уже знакомые нам «мягкие доспехи» — стёганные куртки, набитые мягким материалом.


Элемент рыцарского доспеха для защиты ног.

На эти куртки надевали нагрудные доспехи. Наиболее популярны были кирасы — металлические жилеты, которые защищали живот и спину. Спереди кираса была сделана из единого выгнутого листа металла, а сзади представляла из себя несколько соединённых между собой пластин — это давало рыцарю свободу движения. Доспех расширялся в форме небольшой юбки, чтобы закрыть нижнюю часть туловища. Такой панцирь с одной стороны держался на петлях, схожих с дверными, а с другой крепился застёжками.


Продавец оружия и доспехов.

Далее рыцарь надевал наручи — доспехи, защищающие руки и плечи. Этот вид брони состоял из 7 деталей: металлические пластины отдельно покрывали нижнюю и верхнюю область рук, локти, плечи, подмышки и ключицы. Отдельно надевалась металлическая перчатка с большим раструбом возле запястья. На манер брони для рук была устроена «ножная» защита — поножи. Они закрывали всю голень и крепились к выпуклой пластине, защищающей колено. Стопу воина закрывали скреплённые внахлёст металлические пластины — сабатоны, — которые привязывались к основной обуви или к поножам. К концу 14-го века к «ножному» обмундированию рыцаря добавились набедренники.


Элементы рыцарского доспеха для защиты рук.

Завершал процесс облачения в доспехи шлем. За историю развития рыцарских доспехов этот атрибут приобрёл много разнообразных форм. Археолог А. Н. Кирпичников выделил 6 видов средневекового шлема. Они отличаются друг от друга расположением отверстий для глаз, наличием забрала, формой, весом и количеством деталей. Особой популярностью пользовались бацинеты (шлемы в виде купола или полузакрытые каски), арметы, которые плотно облегали голову, и салад, оставляющий лицо воина открытым.


Сулейман I в шлеме, изготовленном венецианским ювелиром.

В 1532 году венецианский ювелир Луиджи Каорлини изготовил этот роскошный шлем в форме короны. Венецианский купец Альвизе Гритти продал его великому визирю Ибрагиму-паше, близкому доверенному лицу султана Сулеймана I, за 11 тыс. дукатов. Шлем имеет бесчисленное количество символических отсылок к попыткам Сулеймана завоевать Европу. Например, его форма напоминает форму папской тиары, но превосходит последнюю своим четвертым обручем.

Отдельный интересный вид шлемов — погребальные. Сбруя и оружие как символы рыцарства и власти были тесно связаны с их владельцем через гербы, отсюда развился обычай выставлять щиты и шлемы над могилой рыцаря в церкви в память о нём.

Далеко не все погребальные (их также называют похоронными) шлемы были функциональными. По крайней мере, с 15-го века известно о кожаных и деревянных образцах, сделанных специально к траурной церемонии. Их несли во время официальной похоронной процессии как часть знаков отличия рыцаря, а затем подвешивали над его могилой.


Похоронные шлемы.

Вес доспехов

Тяжесть доспехов зависела от предназначения брони. Общий вес полного боевого облачения составлял 25−30 кг. Примерно столько же весит экипировка современного солдата, поэтому, вопреки расхожему мнению, такие доспехи не пригвождали рыцаря к земле. Они были предназначены для сражения «в полевых условиях», воины двигались свободно за счёт того, что тяжесть брони распределялась по телу равномерно. Вес боевого доспеха зависел также от количества составных частей и материала — более дешёвые варианты были легче, примерно 15 кг.

А вот турнирные доспехи могли весить около 40 кг. Броня для турниров была сделана из цельной стальной пластины с дополнительной защитой с левой стороны груди, куда часто наносили раны копьём. К тому же при конном поединке от рыцаря не требовалось особой подвижности. Часто такие латы исполняли роль парадного доспеха — тогда на него наносили золотые гравировки и узоры.

Рыцарские доспехи прослужили хорошей защитой до конца 15-го века. К этому времени рыцари перестали быть основной военной силой. Для феодала обеспечивать подданных доспехами было крайне дорого: цена полного обмундирования одного человека сопоставима в наши дни с покупкой автомобиля. Поэтому постепенно этот вид брони стал использоваться всё реже. Но полностью доспехи не исчезли. Вплоть до 19-го века старшие офицеры носили медные кирасы, а рыцарские шлемы превратились в каски, которые и сейчас являются важной частью обмундирования солдат.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Hunter

Alina, по поводу оружия и брони прошлых веков рекомендую посмотреть канал Клима Жукова.
Уход доспехов с поля боя вообще-то было обусловлено усовершенствованием огнестрельного оружия, и то, кирасы у тех же "летучих гусар" Ржечи Посполитой позволяли держать выпущеную из той же аркебузы или фузеи пулю.
Проблема брони в том, что и сейчас можно забронировать солдата так, что он будет выдерживать выстрел основных типов стрелкового оружия, но при этом этот "доспех" будет весить столько, что солдат быстро выдохнется или станет крайне не мобильным...
Нет лучше охоты, чем охота на человека, кто познал охоту на вооружённых людей, и полюбил её, больше не захочет познать ни чего другого

Alina

#4
Палаш Осман-паши

Оружие командующего турецкой эскадрой — трофей последнего крупного сражения парусных флотов.

https://diletant.media/articles/45360664/

11 мая 1946 года секретариат ЦК ВКП (б) принял постановление о кинофильме «Адмирал Нахимов». В работе режиссёра Пудовкина отмечались «серьёзные недостатки», которые надо было исправить за четыре месяца...

«Секретариат ЦК» — это такой эвфемизм. Сталина, смотревшего всё кино, что готовилось к выходу, страшно взбесило то, что в фильме танцев больше, чем Нахимова, не до конца показано Синопское сражение, а главное — не нашло отражение пленение Осман-паши. Всеволод Пудовкин бросился переделывать фильм. Ободряло то, что заглавную роль исполнял Алексей Дикий, уже получивший орден Ленина и Сталинскую премию за создание образа Кутузова в одноимённой картине, вполне любимый вождём и готовый, как потом и получится, играть САМОГО. Поэтому критика Сталина представлялась, несмотря на резкость, довольно мягкой и поправимой. Благо приближалось лето (ужасное, кстати, неурожайное), и можно было легко доснять требуемые фрагменты.


Павел Нахимов.

Командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский распорядился на основе моторной баржи построить парусный корабль, который при досъёмках будет флагманом и русского, и турецкого флотов, а также выделил двести матросов для массовых сцен. В таких благоприятных условиях Пудовкин сумел расцветить свою работу батальными сценами.

Вообще-то, Синопское сражение того стоило. Смелый рейд русского флота через Чёрное море в ноябре 1853 года и блокада турецкой эскадры оказались одновременно и последним мощным парусным столкновением, и одним из первых опытов применения паровых кораблей. Нахимов с абсолютной бесцеремонностью зажал в бухте мощную турецкую эскадру, дождался подхода отряда Фёдора Новосильского, чем добился превосходства в огневой мощи не только над турецкими кораблями, но и над береговыми батареями (720 орудий против 510), и пошёл в атаку. Нахимов и правда был гениальным флотоводцем. Двинулся на турок двумя колоннами, сблизился на дистанцию до двух кабельтовых (менее четырёхсот метров), стал на «шпринг», то есть бросил якоря, что позволило кораблям всё время кружить так, чтобы стоять огнедышащим бортом к противнику и, невзирая на огонь, расстреливать и турецкую эскадру, и шесть фортов, находившихся на берегу. Вдобавок некоторые из этих самых фортов были парализованы опасностью потопить своих.

Вот так, теряя под огнём мачты, стеньги, реи, нахимовцы подожгли турецкий флагман, разбомбили Синоп и победили. Пудовкину, используя всевозможные комбинированные съёмки, удалось это показать. Но фильм, следуя политико-подростковым указаниям Сталина — правильная идеология и побольше «пиф-паф», — утратил режиссёрскую тонкость и художественную правду. Когда смотришь исправленного «Нахимова», кажется, что его снимали разные люди. Мощные (не говорите Сталину), экспрессионистские кадры матросского труда, стихии моря, нахимовской любви к своему безумно трудному делу чередуются с идейно выдержанными речами и «правильными» сценами героико-патриотизма.


Палаш Осман-паши.

Вставленная сцена пленения Осман-паши — тому пример. Прекрасный и тонкий Рубен Симонов её сыграл великолепно. Раненого, спасённого русскими моряками адмирала на носилках вносят на борт «Императрицы Марии». Горестно, но с достоинством прося помощи своих пленённых офицеров, он приподнимается и вручает победителю оружие — знак своей чести... Но! Господи, почему? Рубен Николаевич принуждён поцеловать и сдать Нахимову какую-то неизвестно где найденную кавалерийскую шашку образца 1881 года! Зачем!!! Ведь подлинный морской палаш Осман-паши — знаменитейший, всем известный трофей последней и великой победы парусного флота — бережно хранился и хранится в Севастополе, в музее Черноморского флота!
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Hunter

Алина, есть такой сериал "вещдок". Так вот, там порой такие фейлспамы проскакивают...
Нет лучше охоты, чем охота на человека, кто познал охоту на вооружённых людей, и полюбил её, больше не захочет познать ни чего другого

illorder

Сколько понаписано рассуждений о клинковом оружии прошлых времён, тут и о форме клинка, и о технологиях закалки , и о не раскрытых секретах сплавов. Чего только не мусолят. А вот вопрос, рукоятка меча, сабли, кинжала, почему выполнена в такой неудобной для руки форме? Попробуй взять в руки тяжёлый меч у которого рукоятка толщиной в палец! Его же сжать невозможно. Но, в тоже время не приходится сомневаться что этим мечом загубили не одну буйную голову.
Я своё время спрашивал у "элитных интеллигентов" развешивавших кавказские кинжалы на стенах своих гостиных, чего такая короткая рабочая часть рукояти у массивного кинжала? Только на три пальца. Как таким инструментом "работать" ? Ведь кинжальный бой , по определению , самый скоротечный где исход решается в доли секунды и удобство "инструмента " предельно важно? В ответ придумали версию что это , дескать требование властей, что кинжал "почти настоящий". Сделан так что бы не пришло в голову кого ни будь зарезать...  В тоже время, кавалерийское оружие произведённое в 30 годах двадцатого столетия для Красной Армии имеет удобную рукоять позволяющую как следует держать оружие всей кистью и крепко сжимать не опасаясь что вывалится из руки во время удара.
Сомневаться в рациональности конструкции оружия созданного мастерами древности не приходится, но в чём суть этой рациональности ?
Самородки золотые, тяжелы как грех отцов. В кровь растёртые
                 ключицы стонут в лямки рюкзаков.
Из распадка слышно шёпот. Разом смолкло вороньё.  Всё забудь,
                 сверни с дороги. Приди в капище моё.

НифНафНуф

Цитата: illorder от 17.06.2023, 05:56чего такая короткая рабочая часть рукояти у массивного кинжала? Т
Чинкуэда, махайра, тальвар..
Цитата: illorder от 17.06.2023, 05:56тяжёлый меч у которого рукоятка толщиной в палец!
Например?

illorder

Цитата: НифНафНуф от 17.06.2023, 14:45Например?
Вам что, поспорить охота? У меня нет в наличии музейного экспоната -меча . Так что бы сфотать как он выглядит в руке. Вот такой я оригинальный, своей коллекции древнего оружия дома не имею.
Могу сослаться на чужие фотки.
Почему то думаю что по существу моего вопроса у вас ответа нет.
Цитата: Alina от 19.04.2023, 13:16
Самородки золотые, тяжелы как грех отцов. В кровь растёртые
                 ключицы стонут в лямки рюкзаков.
Из распадка слышно шёпот. Разом смолкло вороньё.  Всё забудь,
                 сверни с дороги. Приди в капище моё.

НифНафНуф

Цитата: illorder от 17.06.2023, 23:39Вам что, поспорить охота? У меня нет в наличии музейного экспоната -меча . Так что бы сфотать как он выглядит в руке. Вот такой я оригинальный, своей коллекции древнего оружия дома не имею.
Могу сослаться на чужие фотки.
Почему то думаю что по существу моего вопроса у вас ответа нет.
Какой спор, если спрашиваете именно Вы? Если чел не знает, то спрашивает, не так ли? Я дал ответ за темя девайсами, нужно просто прочитать про них. Вы вели речь о тяжёлых мечах, а это средневековье. На фотографии это скифское оружие со вполне нормальными для того периода рукоятями по соразмерности с клинком. В довесок, посмотрите индонезийское оружие с рукоятями для гномов и тем не менее..

Alina

Сабля Наполеона

Император велел принести одну из своих памятных сабель и с благодарностью вручил её своему спасителю, русскому графу.

https://diletant.media/articles/45362616/

У императора французов было столько сабель, что он в одиночку мог бы исполнить знаменитый танец Хачатуряна. Каждая из них имеет отношение к какому-нибудь славному эпизоду жизни Наполеона, но есть среди них одна, связанная с благородным поступком нашего соотечественника, и хранится она в Государственном историческом музее.

Страшна была для Наполеона весна 1814 года. Париж сдан, отречение подписано. Всё пропало, только маршал Сульт не верит в конец и с бессмысленным отчаянием сопротивляется Веллингтону под Тулузой. Отрёкшийся император в глубочайшей депрессии. В ночь с 12 на 13 апреля он принимает яд. Мамелюк заставляет хозяина принять рвотное. Наполеон не хочет, чтобы его спасали, просит себя прикончить, но выживает. Следует знаменитое прощание с гвардией (помните Рода Стайгера в фильме «Ватерлоо»: «Солдаты, дети...»?) и отъезд в изгнание на остров Эльбу.


Павел Шувалов.

Императорская семья отправляется под эскортом представителей победивших держав. От России мы видим графа и генерал-адъютанта Павла Андреевича Шувалова. Участник различных войн с Францией начиная с суворовского похода 1799 года, многократно и тяжело раненный, Шувалов в заграничных походах состоял при императоре Александре, что не помешало ему отличиться и в Кульмском сражении, и в Лейпцигском. Далее история начинает напоминать «Капитанскую дочку», только Шувалов отдаёт «злодею» не заячий тулуп, а шинель. Дело в том, что, стоило отъехать от Фонтенбло на порядочное расстояние, как вдоль дороги совсем затихли робкие крики «Да здравствует император!» и сменились угрюмым молчанием, затем — глухим ропотом, а ближе к югу — угрожающим рёвом.

В Авиньоне, прямо на центральной площади Часов, Наполеона первый раз попытались растерзать. Вмешалась местная национальная гвардия, и низложенный монарх смог продолжить свой путь. Но опасность не миновала. На дороге стояла невзрачная деревня Оргон. Въехав на центральную площадь, кортеж натолкнулся на казнённого Наполеона: на верёвке висело чучело, наряженное в серый походный сюртук и треугольную шляпу. Карета приостановилась, и на неё бросилась разъярённая толпа. Немолодой, но грозный русский генерал грудью заслонил недавнего врага. Наполеона укрыли на постоялом дворе, где пришлось выдержать осаду, а потом переодели в синюю блузу и вывезли из деревни.

Есть много разных соображений насчёт спонтанности народного гнева. Предполагают, что толпой руководили эмиссары реставрированных Бурбонов или какие-то бретонские роялисты. Поговаривают даже, что покушение организовал сам Талейран, оппортунист и двурушник. Во всяком случае, кому-то хотелось, чтобы недавний герой и император не добрался до места ссылки и умер позорной смертью. Если и так, то Павел Андреевич Шувалов о том не знал, да и знать бы не хотел. Кортеж добрался до Средиземного моря. Вместе с Наполеоном Шувалов взошёл на борт английского корабля. Император велел принести одну из своих памятных сабель и с благодарностью вручил её своему спасителю, русскому графу.


Сабля Наполеона.

Этот клинок был выкован в конце 18-го века и собран выдающимся оружейником Николя Буте. Эфес сабли выполнен из позолоченной бронзы, рукоять — перламутровая и обвитая кручёной латунной проволокой — увенчана головой льва, в пасти которого удерживается подвижное кольцо. На псевдодамасском, то есть сделанном из сварного железа, клинке надпись: «За египетский поход. Н. Бонапарт, Консул Французской республики». Оружие было вручено Наполеону в самом конце 1799 года, когда, покинув армию, он вернулся в Париж и совершил государственный переворот.

Так вот, можно, конечно, предположить, что император подарил Шувалову первую попавшуюся саблю, но Наполеон Бонапарт уже давно ничего не делал в наивной простоте и случайности. Уверен, что в подарке был прозрачный намёк противнику на будущее возвращение и триумф. Года не пройдёт, как это сбудется. На сто дней всего, но всё же.

Сабля прожила у Шуваловых чуть более века. В январе 1918-го она была реквизирована красными и, как утверждают, вернувшись в строй, поучаствовала в Гражданской войне. Потом её передали в музей Красной армии и, наконец, в Исторический.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Hunter

illorder, в палец толщиной раковины мечей не было. другое дело, что обкладки рукоятки могли того, и тогда да, тонкая рукоять. А так, вы сами камы в руках держали?
Нет лучше охоты, чем охота на человека, кто познал охоту на вооружённых людей, и полюбил её, больше не захочет познать ни чего другого

Demetrius

#12
Цитата: Hunter от 26.04.2023, 21:50Уход доспехов с поля боя вообще-то было обусловлено усовершенствованием огнестрельного оружия,
Долгое время пробивная сила этого огнестрельного оружия была очень мала. Доспехи никуда не ушли.
Просто их обладатели стали малозаметны на фоне воинов, доспехов вовсе не имевших.
Министерство Пространства и Времени

НифНафНуф

Цитата: Demetrius от 22.07.2023, 03:08Долгое время пробивная сила этого огнестрельного оружия была очень мала.
Писали, что Скобелеву пуля попала в пуговицу шинели и не пробила. Правда, пуля была выпущена с большого расстояния, но это уже и винтовка конца 19 века, а не гладкоствольная фузея.

Demetrius

Цитата: Alina от 26.04.2023, 13:44Рыцарские доспехи прослужили хорошей защитой до конца 15-го века. К этому времени рыцари перестали быть основной военной силой. Для феодала обеспечивать подданных доспехами было крайне дорого: цена полного обмундирования одного человека сопоставима в наши дни с покупкой автомобиля. Поэтому постепенно этот вид брони стал использоваться всё реже. Но полностью доспехи не исчезли.
Феодалы никого не обеспечивали. Вассалы являлись на войну в том, что у них было. Просто наступила эпоха массовых армий.
Министерство Пространства и Времени