Живопись. Графика. Скульптура

Автор Марлена, 20.12.2020, 11:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alina

Фонтан «Плюющиеся лидеры»
Композиция состоит из четырёх фигур, три из них узнаваемы — Сталин, Франко, Людовик XIV. Кто четвертый?

https://diletant.media/articles/45352353/

Автор фонтана «Плюющиеся лидеры» (Spitting Leaders), испанец Фернандо Санчес Кастильо, не смог установить его у себя на родине. В 2008 году работа скульптора была представлена на выставке современного искусства в голландском Арнеме (административный центр провинции Гелдерланд), а затем выкуплена городскими властями для парка Презикхааф.





Композиция, которую ещё называют «фонтаном диктаторов», состоит из четырёх фигур, три из них узнаваемы — Сталин, Франко, Людовик XIV. По поводу ещё одного члена «банды четырёх» ясности нет. Изначально в анонсе арнемской выставки был обещан — и вполне заслуженно! — Адольф Гитлер, но его так и не обнаружили среди плюющихся друг в друга диктаторов. Кто-то признал в четвёртой скульптуре Хосе де Сукре, президента Боливии и ярого гонителя индейцев и церкви. Кто-то — испанского короля Хуана Карлоса, чьё правление было скомпрометировано коррупционным скандалом. Ну и, конечно, хватило советчиков, требующих поместить в композицию своих супостатов — то Пол Пота, то Тито, то Мао, то Пиночета...



Что же касается трёх опознанных деспотов, то со Сталиным и Франко всё понятно: на их совести сотни тысяч, если не миллионы безвинных жертв. Есть что предъявить и Людовику XIV. Нидерланды, пригревшие у себя фонтанную скульптуру «короля-солнца», могут припомнить ему захватническую Франко — голландскую войну, а та же Испания, где родился Фернандо Кастильо, — целый букет конфликтов, «украшающий» её многовековые отношения с Францией. А все вместе — режим абсолютной монархии, который Людовик выстроил на целых 72 года.

Скульптор не объясняет ни своей идеи, ни подбора персонажей. Попробуем догадаться. Четвёртое имя может быть любым: претендентов в истории более чем достаточно. И в любом случае всех этих «героев» ждёт в будущем жалкий вид в издевательской роли «плюющегося диктатора». Или «плёвых лидеров», как перевёл на русский словосочетание spitting leaders интернет-переводчик.



Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Demetrius

Кто остался неопознанным? Персонаж с лысой головой?
Министерство Пространства и Времени

Alina

#197
Вы не можете просматривать это вложение.

Сальвадор Дали назвал эту картину «Galacidalacidesoxyribonucleicacid» (1963). Кто-нибудь может с первого раза прочесть его вслух?
Картина посвящена Джеймсу Уотсону и Френсису Крику - первооткрывателям двойной спиральной структуры ДНК. В названии обыграно имя Гала Дали и словосочетание Дезоксирибонуклеиновая кислота.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

Цитата: Demetrius от 08.10.2022, 20:53Кто остался неопознанным? Персонаж с лысой головой?
Получается, что да.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Demetrius

Цитата: Alina от 31.10.2022, 00:34Получается, что да.
На Муссолини похож.
Министерство Пространства и Времени

Alina

Единственный прижизненный бюст Григоря Распутина

«Благообразная жидкая раскольничья борода, ничего не выражающий лоб и хитренький взгляд где-то глубоко спрятавшихся глаз».

https://diletant.media/articles/45353691/


Распутин позирует Науму Аронсону.

Этот бюст часто называют единственным прижизненным скульптурным портретом Григория Распутина, созданным с натуры. И уж точно это единственная широко известная фотография фаворита императорской семьи, позирующего скульптору.

Наум Аронсон встречался с одним из самых влиятельных и самых ненавидимых людей в Петербурге по просьбе высочайших особ — в некоторых воспоминаниях ссылаются на волю самой императрицы Александры Фёдоровны.

Где проходила встреча, не вполне ясно. В столице у Аронсона была своя мастерская, но это могла быть и квартира «старца». Распутин позировал одновременно и скульптору, и фотографу — этот кадр впоследствии был растиражирован, он использовался, например, как открытка. Чаще всего — в обрезанном или отретушированном виде. Из тёмного дверного проема вымарывали голову некоего мужчины, в котором можно признать телохранителя Распутина.

Сам бюст был готов уже к середине июля 1915 года. Журнал «Искры» напечатал в выпуске от 12 числа фотографию скульптурного изображения с короткой заметкой о том, что Григорий Распутин готовит книгу «Мои мысли и размышления», а скульптор Аронсон «сделал бюст старца в новой для него роли писателя».

Спустя полтора года, 17 декабря 1916 года по старому стилю, Распутин был убит: заговорщики отравили фаворита, расстреляли его из револьверов и избили до смерти.

Бюст в Петербурге не остался — Наум Аронсон забрал его с собой во Францию (он считался парижским скульптором). В 1926 году в эмигрантской газете «Возрождение» встречалось упоминание об этой работе: «Знакомые черты: как будто примасляные, гладкие косички волос, благообразная жидкая раскольничья борода, ничего не выражающий лоб и хитренький взгляд где-то глубоко спрятавшихся глаз». В тридцатые годы бюст вместе с другими работами Аронсона выкупил Тель-Авивский музей изобразительных искусств.

Что касается скульптора, то он пережил и Первую мировую, и российские революции. Он застал начало Второй мировой и был вынужден бежать из ставшего ему родным Парижа. Умер Наум Аронсон в 1943 году в Нью-Йорке в возрасте 70 лет.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Сергей В.

Цитата: Alina от 16.11.2022, 13:25«Знакомые черты: как будто примасляные, гладкие косички волос, благообразная жидкая раскольничья борода, ничего не выражающий лоб и хитренький взгляд где-то глубоко спрятавшихся глаз».
На скульптора бы оборотились, что ли. Я бы вообще этим словесным выкрутасам не очень верил - ясно же, что роль и значение старца были преувеличены и демонизированы. Вот одно из его последних и широко известных фото:

Скульптор же имхо явно его состарил, там мало общего с оригиналом.


Demetrius

Цитата: Сергей В. от 16.11.2022, 17:56На скульптора бы оборотились, что ли.
Они, кстати, удивительно похожи друг на друга в профиль. Только шевелюры разные. Один "Григорий", другой "Аронсон". :D
Министерство Пространства и Времени

Ems Länder in

Цитата: Сергей В. от 16.11.2022, 17:56Скульптор же имхо явно его состарил, там мало общего с оригиналом.


Состарил и облагородил, вместо Распутина какой-то Гендальф получился.

Demetrius

Министерство Пространства и Времени

Alina

Как же они мне нравятся!

Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Марлена

Цитата: Demetrius от 08.10.2022, 20:53Кто остался неопознанным? Персонаж с лысой головой?
мож он кого из будущего слепил?

Марлена

#207
две картина Ван Гога "Ирисы" и "Куст"





«И́рисы» (фр. Les Iris) — картина нидерландского живописца Винсента ван Гога. «Ирисы» были написаны художником в 1889 году — в то время, когда он жил в лечебнице Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс, за год до своей смерти.

В картине отсутствует высокая напряжённость, которая проявляется в его последующих работах. Он назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что он чувствовал, что может сдерживать свой недуг, продолжая писать. В картине прослеживается влияние японских гравюр укиё-э, как и в других работах Ван Гога и части его современников. Это сходство проявляется в выделении контуров объектов, необычных ракурсах, наличии детально прорисованных областей, залитых сплошным цветом, не соответствующим реальности.

Одновременно с «Ирисами» Ван Гог написал картину «Куст», ныне находящуюся в собрании Эрмитажа. Сам художник в письме к своему брату Тео писал об этом: «У меня в работе два новых сюжета, найденные здесь в саду, — лиловые ирисы и куст сирени. Мысль о том, что я должен трудиться, всё сильнее овладевает мною, и я надеюсь, что моя работоспособность вскоре полностью восстановится. Беда лишь в том, что работа зачастую слишком уж захватывает меня, поэтому мне кажется, что я навсегда останусь оторванным от жизни и не способным ни на что другое, кроме своего ремесла». Через два месяца обе эти картины были уже готовы и отправлены брату; Винсент в сопровождающем письме, написанном около 9 июля, называет их «Ирисы» и «Сирень»


Первым владельцем полотна "Ирисы" был французский искусствовед и анархист Октав Мирбо, заплативший за полотно 300 франков. В 1987 году «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет; в то время картина была продана за 53,9 млн долларов Алану Бонду, но у него не было достаточно денег, чтобы завершить сделку. «Ирисы» были перепроданы в 1990 году музею Гетти в Лос-Анджелесе.

Действительно, от Ирисов веет спокойствием относительным, тот же последующий Куст и др - более беспокойные, напряженные.



Alina

«Офелия» Милле

По легенде, Элизабет Сиддал, с которой Джон Эверетт Милле писал тонущую Офелию, вскоре после завершения полотна скончалась.

https://diletant.media/articles/39612100/

Сюжет

Из шекспировского «Гамлета» Милле не нашёл сцены лучше, чем гибель Офелии. Сошедшая с ума девушка, не дождавшаяся любви принца и потерявшая отца, сплела венок и предала себя воле волн. Искажённое лицо, сведённые судорогой руки, растрепавшиеся волосы и разметавшиеся цветы — таков образ агонии.

Несколько дней Милле писал по частям пейзаж, выбрав место у реки Хогсмилл, в графстве Суррей. При этом неизвестно, был ли художник точен в часах. По всей видимости, он писал в течение нескольких дней каждый раз в разное время суток, а затем «склеивал» этюды в мастерской.

https://diletant.media/upload/medialibrary/f21/f21c2a73b137240143822e6915846eb5.webp
«Офелия», 1852.

Вот как Милле описывал свои впечатления от пленэров: «В течение одиннадцати часов я сижу в костюме под зонтиком, отбрасывающим тень размером не больше, чем полпенни, с детской кружечкой для питья... Мне угрожает, с одной стороны, предписание предстать перед магистратом за вторжение на поля и повреждение посевов, с другой — вторжение на поле быка, когда будет собран урожай. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Моё несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать, истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться».

В качестве Офелии позировала 19-летняя Элизабет Сиддал, для которой было специально куплено старинное расшитое платье. Девушка терпеливо лежала в ванне, которую подогревали лампами. Есть история, что однажды одна из ламп перегорела, Элизабет замёрзла и заболела туберкулёзом. Однако есть версия, что Сиддал болела и до позирования. Как бы то ни было, Милле пришлось оплатить лечение.


Элизабет Сиддал.

Каждый цветок в венке Офелии не только выписан так, что ботаник не придерётся, но ещё и наделён средневековым символизмом. (Правда, тут надо оговориться, что в Викторианской Англии уже мало кто помнил эту «цветочную азбуку»). Так, лютики — символ неблагодарности, инфантилизма; ива — отвергнутой любви; крапива — боли; маргаритки — невинности; розы — любви и красоты; фиалки и незабудки — верности; адонис — горя.

Контекст

Джон Эверетт Милле был одним из основателей братства прерафаэлитов. Объединённые этим красивым словом авторы — причём не только живописцы, но также поэты, архитекторы, издатели и т. п. — полагали, что искусство Викторианской Англии зашло в тупик и должно вернуться к доакадемическим традициям, то есть к эпохе Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. До конца неясно, почему на роль основателя академизма был выбран именно Рафаэль, а не, скажем, Леонардо да Винчи или Тициан.

Восстав против Королевской академии художеств, определявшей лицо британского искусства, они выступали против условности «образцовых» произведений. По их мнению, искусство должно было способствовать возрождению духовности в человеке, нравственной чистоты и религиозности, не скованной обрядностью. Видимо поэтому они вольно трактовали евангельские сюжеты, отступая от принятых композиционных и колористических канонов. Правда, зрителям не всё было понятно. Например, почему привычный им Иисус вдруг превратился в «рыжеволосого еврейского паренька», как написала критика о картине «Христос в родительском доме».


«Христос в родительском доме», 1850.

В качестве тем прерафаэлиты предпочитали сюжеты со скрытой драмой. Особенно о неразделённой или отвергнутой любви. Обращаясь к историческим сюжетам, прерафаэлиты старались быть максимально точны в изображении костюмов. Конечно, они не проводили дни напролёт в архивах, но, например, во время путешествий в Италию копировали фрески, с которых потом брали материал для своих полотен.

Старые мастера, которым поклонялось братство, не знали того, что в 19-м веке было само-собой разумеющимся в живописи: перспектива, свето-теневая лепка лица, пропорции тела. И прерафаэлитам, желавшим смотреть на мир, как это делали художники до Возрождения, надо было всё это забыть. Однако, конечно, эта была абсолютная утопия.

Прерафаэлиты выбирали в качестве моделей друзей или родственников. На их картинах нет вымышленных или случайных лиц. Настаивали они и на необходимости писать только с натуры. Пейзажи требовали от живописцев выносливости. Шутка ли, сидеть или стоять часами под палящим солнцем, дождём или ветром?! Вероятно, поэтому пейзаж довольно быстро был оставлен.


«Мариана» Джона Эверетта Милле.

Критика писала, что декларируя следование правде и приверженность простоте природы, прерафаэлиты на самом деле «рабски имитируют художественную неумелость». Несмотря на это, братству удалось сформировать новый стиль жизни и новый тип женской красоты.

Просуществовали прерафаэлиты недолго. Вскоре после признания публикой братство распалось, и ни одна попытка воссоединения не увенчалась успехом.

Судьба автора

Милле был гением — в Королевскую академию художеств его приняли в 11 лет, и это при том, что уроки рисования он начал брать лишь за два года до того. Проведя восемь лет как прилежный живописец, в 1848 году на одной из выставок Милле познакомился с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. Именно им принадлежала идея организации братства прерафаэлитов.


Джон Эверетт Милле.

Поначалу критика — и, как следствие, отсутствие заказчиков — не беспокоила Милле. Всё изменилось после женитьбы на Эффи Грей. Кстати, Милле увёл её у Джона Рескина. История эта достойна мелодрамы. После пяти лет брак Грей и Рескина так и не был консумирован. Это, а также супружеская неверность Эффи, стало причиной развода и последующей свадьбы с Милле.

Новобрачным нужно было на что-то жить, и тогда Милле начал писать быстро и продаваемо. Это означало отречение от идеалов прерафаэлитов, что вполне неплохо окупалось примерно по 30 тыс. фунтов в год. На портретах и пейзажах Милле заработал не только состояние, но и титул баронета, а затем и пост президента Королевской академии художеств.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Demetrius

Цитата: Alina от 26.12.2022, 13:32Объединённые этим красивым словом авторы — причём не только живописцы, но также поэты, архитекторы, издатели и т. п. — полагали, что искусство Викторианской Англии зашло в тупик и должно вернуться к доакадемическим традициям, то есть к эпохе Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. До конца неясно, почему на роль основателя академизма был выбран именно Рафаэль, а не, скажем, Леонардо да Винчи или Тициан.
Наверное, потому что Рафаэль был официальным художником при папском дворе.
Министерство Пространства и Времени