«The devil is in the details»

Автор Straga, 27.01.2021, 17:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Demetrius

Цитата: Alina от 31.08.2023, 12:21Мы разбирали эту картину, но, оказывается, наряд на аристократе не совсем то.
У этого "аристократа", наверное, не было отдельной комнаты для курения. А атласные куртка и шапочка были.
Министерство Пространства и Времени

listener

Цитата: Demetrius от 02.09.2023, 21:01У этого "аристократа", наверное, не было отдельной комнаты для курения. А атласные куртка и шапочка были.
тогда его вполне можно отнести к первооткрывателям смокинга)

Alina

#2267
Минута юмора в теме.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Баридетектив

Цитата: Straga от 29.01.2021, 16:04Василия Перова нередко называли продолжателем дела художника Павла Федотова, с картинами которого Перова роднит выбор остросоциальных тем, критическая направленность работ, особенное значение незаметных на первый взгляд деталей. В 1860-х гг. каждая новая картина Перова становилась общественным явлением, его работы, вскрывающие язвы социума, были созвучны эпохе великих реформ. Художник одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени.

Одной из таких работ стала картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Композиционно и стилистически она очень близка жанровым полотнам П. Федотова, в первую очередь переклички заметны со «Сватовством майора». Но произведение Перова более трагично и безысходно. В 1865 г. в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на нижегородскую ярмарку, куда съезжались купцы со всех городов России и «подсмотрел» там нужные типажи.

Они словно сошли со страниц произведений А. Островского. Эти заметные аналогии иногда приводили даже к обвинению Перова во вторичности по отношению к художественному миру писателя. Так, например, И. Крамской об этой картине писал: «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят».

Вряд ли можно полностью согласиться с мнением Крамского. Остальные персонажи отнюдь не были «лишними». Колоритна фигура молодого купчика, сына хозяина, который стоит рядом с отцом и без стеснения разглядывает барышню. Комментируя эту картину, Перов говорил о «бессовестном любопытстве» – это словосочетание характеризует купчика как нельзя лучше.

Купец чувствует себя не только полноправным хозяином дома, но и полновластным хозяином положения. Он стоит подбоченясь, широко расставив ноги, выпятив живот и откровенно разглядывает вновь прибывшую, хорошо осознавая тот факт, что с этого момента она будет находиться в его власти. Прием нельзя назвать теплым – купец смотрит на девушку снисходительно, сверху вниз, словно сразу указывая ей на ее место в этом доме.

В склоненной голове гувернантки, в неуверенном движении ее рук, когда она достает рекомендательное письмо, чувствуется обреченность и словно предчувствие будущей гибели, неизбежной из-за явной чужеродности этой бедной девушки темному царству купеческого мирка. Критик В. Стасов содержание этой картины определял следующим образом: «Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии».

На стене висит портрет купца, видимо, основателя этого рода, представители которого в настоящий момент пытаются скрыть свою истинную сущность за благопристойной внешностью. Хотя не всем это удается в равной степени. Жена купца смотрит на девушку с нескрываемым недоверием и недоброжелательностью. Сама она явно далека от тех «манер» и «наук», которым гувернантка будет обучать ее дочь, но хочет, чтобы в их семье было все «как у людей», поэтому и согласилась пустить девушку в дом.

В левом углу в дверном проеме столпились слуги. Они тоже с любопытством разглядывают барышню, но на их лицах нет надменности – только интерес к той, что скоро составит им компанию. Наверное, девушка, получив хорошее образование, мечтала вовсе не о такой судьбе. Вряд ли хоть кто-то в этом доме понимает, зачем купеческим дочерям знать иностранные языки и великосветские манеры.

Единственное светлое пятно на картине – это фигурка дочери купца, к которой и пригласили гувернантку. Розовый цвет Перов обычно использует, чтобы подчеркнуть душевную чистоту. Лицо девочки – единственное, на котором, кроме любопытства, отражается искреннее сочувствие.

Ни одного персонажа на картине нельзя назвать лишним или случайным, все они находятся на своем месте и служат реализации художественной идеи. Перов, подобно Гоголю, творчеством которого он восхищался, был одержим идеей создать в своих работах энциклопедию русских типажей. И ему это действительно удалось. Детали играют большую роль и в других работах художника.


http://worldartdalia.blogspot.com/
Конечно, хорошо известная картина и её трактовка. И все же..Ксть, что добавить, картина построена на контраста напротив смутившейся робкой девушки, смотрит в пол, стоит хозяин руки в боки, ноги расставлены, взгляд прямой, второе противопоставления два дверных проёма, в одном хозяева дорожные, сытые уверенные и никто не улыбается, даже у девочки лмцо приветливое, но встревоженное, в другом проёме дверей живой интерес, искренний смех ребёнка. Но! Есть ещё и линейное противопоставления и о нем ещё не сказали. Итак слева направо кофрр дорожный и шляпная коробка. Дорожный сундук далеко не новый, его всегда носили слуги вдвоём каждый за ручку. Платье на девушке по фасону, которое раньше одевался именно с корсетом. Да, она из обедневшей дворянской семьи. Но точно не выпускница института благородных девиц. Выпускницы Смольного все были на счету действующей императрицы, получали особый шифр и их до такого состояния никто бы не допустил. Девушка на картине скорее всего из мелкопоместеыз, не щнатеыз дворян и потеряла всю родню. Итак в одном углу кофр, гляпная коробка по прямой линии с права стул модный новый и на нем шикарная шаль. Эти шали были очень дороги,  производились  штучно, распичывалмсь, дорогой шёлк, до отмены крепостного права одна такая шаль деревни стоила. И время написания картины, сразу после отмены крепостного права, до его отмены такое в принципе было не возможно. А вот теперь... Возможно это и намек на будущее этой девушки от старого ращваленного прошлого к новой красивой жизни к шёлковое дорогой шали, , но через этих.... Новых русских того времени
Ни у кого ничего не прошу, ни о чем не сожалею.