Реальные преступления и наказания в творчестве Ф.М. Достоевского

Автор Alina, 07.09.2022, 13:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alina

Шестеро подсудимых и труп в чемодане
Если бы по мотивам этого убийства снимали фильм, то его название могло бы быть именно таким. 1869 год. Пропал человек. Искать тело пришлось... на вокзале.

https://diletant.media/articles/45350923/

Исследователи творчества Достоевского отмечают, что в его произведениях нередко находили отражение громкие преступления, о которых было хорошо известно публике. В сюжете «Преступления и наказания», скорее всего, использованы обстоятельства дела Герасима Чистова — приказчика, которого подозревали в убийстве двух женщин и последующем грабеже (см. ниже). Впрочем, вина его не была доказана, а суд отправил дело на доследование.

В «Идиоте» князь Мышкин рассказывает Рогожину историю о двух крестьянах, старых приятелях, один из которых убил другого из-за дорогих часов. Преступление действительно имело место, о нём писали «Московские ведомости»: крестьянин Балабанов убил мещанина Суслова, увидев у того красивые часы, хотя до этого они мирно сидели и вместе выпивали. Кстати, Балабанов был уроженцем Мышкинского уезда Ярославской области, отсюда и получилась фамилия главного героя романа.

В «Братьях Карамазовых» тоже есть рассказ о реальном убийстве. Фёдор Карамазов говорит: «Ваше преподобие, знаете вы, что такое фон Зон? Процесс такой уголовный был: его убили в блудилище — так, кажется, у вас сии места именуются, — убили и ограбили и, несмотря на его почтенные лета, вколотили в ящик, закупорили и из Петербурга в Москву отослали в багажном вагоне, за нумером. А когда заколачивали, то блудные плясавицы пели песни и играли на гуслях, то есть на фортоплясах».

В нескольких строчках довольно точно изложены обстоятельства дела, имевшего место в ноябре 1869 г.


Василий Лужский в роли Фёдора Карамазова.

Приятный вечер

8 ноября в полицию Петербурга пришла Елизавета Николаевна фон Зон и заявила, что её муж, надворный советник Николай Христианович фон Зон 62 лет, пропал. Накануне, 7 ноября, он был в Благородном собрании, домой не пришёл. Полиция начала было искать, но никто не знал, куда делся фон Зон, следов обнаружить не удалось.

В декабре того же года в полицию явился молодой человек по имени Александр Иванов, который рассказал, что фон Зон был убит, что сам Александр принимал в этом участие и не может больше держать правду в себе. А где же тело? А тело надо искать в Москве на Николаевском вокзале, где должен стоять невостребованный багаж, большой дорожный сундук. Сундук и правда нашли, вскрыли и обнаружили там обезображенное тело фон Зона.

Как и говорила жена, 7 ноября Николай Христианович был в Благородном собрании, откуда он отправился в казино — кафе-шантан «Эльдорадо». Там он встретил Максима Иванова, сутенёра, который предложил продолжить приятный вечер на его квартире в доме Тура по Спасскому переулку.


Заменительный, жёлтый, билет, выдававшийся проституткам.

В квартире, помимо Максима Иванова, проживали проститутки Александра Авдеева и Александра Семёнова (Саша большая и Саша маленькая), Александр Иванов (однофамилец, ремесленник), Антон Грачёв и Иван Фёдоров — крестьяне, которые, видимо, исполняли в доме разные поручения, а также Дарья Васильева, любовница Максима Иванова. Фон Зон в квартире особенно не задержался и быстро ушёл. Впрочем, за это время Авдеева успела вытащить у него кошелёк.

Бессмысленное убийство

Фон Зон пропажу обнаружил, вернулся и стал требовать вернуть деньги. Максим Иванов пытался объяснить, что всё это шутка, и предложил выпить за примирение. Николаю Христиановичу поднесли рюмку, в которой, по словам Максима, был яд, но по какой-то причине он не подействовал сразу. Тогда на мужчину накинулись практически все обитатели квартиры, его душили ремнём, набросив на голову плед, били по голове утюгом, а Авдеева пела, топала ногами и била по клавишам пианино, заглушая крики жертвы.

Чтобы избавиться от тела, подельники придумали оригинальный способ: купили большой дорожный сундук, положили в него труп и отправили в Москву на вымышленное имя. Деньги фон Зона они разделили, и на каждого пришлось не так много: например, Авдеевой, которая сыграла заметную роль во всей истории, досталось всего 5 рублей, да и те забрал сутенёр.

Суд по этому делу состоялся в марте 1870 г. На скамье подсудимых оказались шестеро — Максим и Александр Ивановы, Александра Авдеева, Антон Грачёв, Иван Фёдоров и Дарья Васильева. Что интересно, у подсудимых не было достаточно средств, поэтому защитников назначил суд. Ими оказались настоящие звёзды тогдашней адвокатуры: Павел Потехин, Константин Арсеньев, Владимир Спасович, Владимир Герард, Александр Языков и Константин Хартулари. В зале суда присутствовали министры юстиции и иностранных дел и даже великие князья.


И. Репин Портрет Владимира Спасовича.

Как ни страшно звучали подробности дела, особенно описание картины убийства, адвокаты обратили внимание на то, что преступление не было результатом какого-то тщательного просчёта или хорошо разработанного плана. Все участники не отличались ни изощрённым умом, ни вообще какими-либо выдающимися качествами. Да и возраст подсудимых не наводил на мысль об опытных злоумышленниках: Максиму Иванову, самому старшему, было всего 26, Авдеевой — 17, а Грачёву — 16. Владимир Спасович, защищавший Авдееву, говорил: «Сообразите, вы видите теперь, что это за субъект? Он измельчал при внимательном разборе. Вместо чудовища, наводящего ужас, вместо демона, вместо женщины, увлечённой сильным порывом страсти, оказывается в действительности только существо, едва походящее на человека недоразвитого, с которым только и можно обойтись, как с неразумным животным. Эта женщина, нельзя сказать, чтобы была совершенно неспособна к развитию, к исправлению; вы слышали, что рассказ её довольно толковый... и если постигнет её та кара, которая грозит ей, то я думаю, что это наказание для неё все-таки будет благотворно, потому что оно не может на неё не подействовать. Положение, которое будет создано для неё вашим вердиктом, как оно ни ужасно, для неё будет всё-таки лучше, нежели то положение, в котором она находилась у Максима Иванова».


Заседание суда по делу фон Зона, рисунок.

В итоге суд приговорил Максима Иванова к 12 годам каторги, Александра Иванова и Ивана Фёдорова — к 4 годам, Авдееву отправили в Сибирь на поселение. Грачёва как малолетнего, совершившего преступление «без полного разумения», приговорили к 3 годам заключения, а Васильеву — к 8 месяцам. Журналисты, присутствовавшие на процессе, обратили внимание на то, что все подсудимые выслушали приговор очень спокойно.


«Преступление и наказание»: истоки сюжета
До сих пор неизвестно, какое преступление стало «прототипом» сюжета романа Достоевского и было ли оно вообще. Но дело Г. Чистова вполне могло оказаться таковым.

https://diletant.media/articles/45237987/

Литературоведы и историки говорят о том, что дело Герасима Чистова частично могло подсказать Достоевскому сюжетную канву «Преступления и наказания». Конечно, и само преступление, и поведение Чистова на суде не совпадают напрямую с событиями романа, но отчасти перекликаются. Тем интереснее то звучание, которое обрело жестокое бытовое убийство в интерпретации писателя.

Родион Раскольников: а был ли студент?

В книге Леонида Гроссмана «Достоевский», вышедшей в серии ЖЗЛ, «Преступление и наказание» назван философским романом на уголовной основе, и это очень точное определение. Вот только эту самую «уголовную основу» даже самым дотошным исследователям точно определить не удается. Да и возможно ли это? Но литературоведы попыток не прекращают.

Специалисты по творчеству Достоевского, в том числе сам Гроссман, а также Георгий Фридлендер указывают, что, готовясь к работе над «Преступлением и наказанием», писатель очень интересовался делом француза Пьера Ласнера (Ласенера, Лассенера). Неудачливый литератор и несостоявшийся коммерсант, в середине 1830-х он совершил несколько преступлений, в числе которых были и предумышленные убийства. Однако, обладая определенными литературными талантами, Ласнер пытался выставить себя не как преступника, а как жертву. Поэт-бунтарь, пострадавший от равнодушия окружающих, мятежник, жалеющий всколыхнуть общество, преступник-«интеллигент» — как только его ни называли.


Портрет Пьера Ласнера.

В одной из редакционных статей журнала «Время», который издавал брат Достоевского Михаил Михайлович, были такие слова о деле Ласнера: «В предлагаемом процессе дело идет о личности человека феноменальной, загадочной, страшной и интересной. Низкие истины и малодушие перед нуждой сделали его преступником, а он осмеливается выставлять себя жертвой своего века». (Редакционные статьи не подписывались, но, скорее всего, ее автором был Федор Михайлович Достоевский).

Однако сами преступления Ласнера, если рассматривать их без наложившихся впоследствии обсуждений и споров, были просто убийствами с целью грабежа, а их «исполнение» ничем не напоминало преступление Раскольникова. Ласнер ходил «на дело» с сообщниками и орудовал ножом или заточкой. Здесь, скорее, стоит обратить внимание на дело Герасима Чистова, с которого мы начали наш рассказ. Литературоведы полагают, что Достоевский мог позаимствовать некоторые важные детали именно в нем.

Картина преступления: два трупа и кража

В январе 1865 года в одном из московских домов были обнаружены зарубленными топором женщины — солдатка Анна Фомина и крестьянка Мария Михайлова. Обеим было около 65 лет. Из сундука, который стоял в комнате, пропали ценности в общей сложности на 12 тысяч рублей (Фомина работала прислугой у состоятельной хозяйки, которой в вечер убийства не было дома).


Выдержка из газеты «Голос» с описанием преступления.

Обстановка в комнате свидетельствовала о том, что убийца сначала сидел с обеими женщинами за столом, то есть вполне мог быть их знакомым. Полиция начала опрос информаторов непосредственно в округе, и дворник указал: 27-летний приказчик из местной лавки ведет себя странно. На второй или третий день после убийства полиция задержала подозреваемого Герасима Чистова. Украденное тоже нашли довольно быстро: через месяц после убийства все вещи обнаружили в... сугробе. Чистов (или тот, кто убил женщин), скорее всего, просто не успел спрятать награбленное как следует.

Чистов утверждал, что на день убийства у него было алиби: уверенно перечислял людей, с которыми виделся в промежутке с 19 до 21 часа, говорил, что успел даже побывать в театре. Однако обвинитель опроверг его простым подсчетом времени: Чистов якобы успел побывать в местах, находящихся так далеко друг от друга, что хронометраж его путешествия по Москве выглядел сомнительно.


Федор Достоевский.

Вполне вероятно, что из этого дела, подробно освещавшегося в газете «Голос», Достоевский взял внешнюю канву: время и способ убийства, две жертвы, одна из которых случайная, блуждания героя по городу. Могли заинтересовать писателя и некоторые детали судебного процесса.

Психологический роман: Чистов на суде

В конце 1865 года дело Герасима Чистова рассматривал военный суд. В преддверии начала работы судов присяжных старались максимально «закрыть» имевшиеся на то время дела, поэтому полномочия военных судов расширили. Иначе было не успеть. Кроме того, двойное убийство — серьезное преступление, которое и так попадало под юрисдикцию военного суда.

Примечательно, что в этом процессе и обвинитель (офицер военной юридической службы), и поверенный, представлявший в суде интересы обвиняемого, много внимания уделяли психологическому состоянию Чистова. Это потом использует и Достоевский в своем романе. Обвинитель упирал на то, что Чистов, по свидетельству очевидцев, «был в ужасном состоянии, изобличавшем происходившую у него внутреннюю борьбу и пытку». Что интересно, поверенный Чистова, представляя аргументы в его защиту, тоже обращал внимание на его волнение. Но интерпретировал его иначе: дескать, это нормальное состояние человека, которого обвиняют в том, чего он не совершал.


Георгий Тараторкин в роли Раскольникова.

В итоге суд счел, что собранных доказательств вины Чистова недостаточно. Приговор звучал как «оставить в подозрении», то есть фактически отправить на доследование. Однако след Герасима Чистова потерялся, никаких сведений о том, был ли он осужден, нет. И если бы не роман Достоевского и дотошность литературоведов, это дело, скорее всего, просто затерялось бы в череде похожих.
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

nvryz701

Цитата: Alina от 07.09.2022, 13:32А где же тело? А тело надо искать в Москве на Николаевском вокзале, где должен стоять невостребованный багаж, большой дорожный сундук. Сундук и правда нашли, вскрыли и обнаружили там обезображенное тело фон Зона.

Чтобы избавиться от тела, подельники придумали оригинальный способ: купили большой дорожный сундук, положили в него труп и отправили в Москву на вымышленное имя.

Этот сюжет - труп в чемодане камеры хранения на вокзале - использовал Жорж Сименон в повести "Револьвер Мегрэ".
Неизвестно, читал ли Сименон Достоевского. Но у Сименона Мегре нашёл в чемодане камеры хранения труп депутата парламента.

nvryz701

Убийство фон Зона широко обсуждалось русскими газетами в конце 1869-начале 1870г.

nvryz701

Дело об убийстве фон Зона было в начале января 1870 г. самым громким в Петербурге. Можно предположить, что одно обстоятельство, сопутствовавшее преступлению, отразилось в "Бесах": Авдеева ( 17-летняя проститутка) во время убийства садится за фортепиано, стучит руками и ногами и заглушает крики и стоны несчастной жертвы; она и понятия не имела об игре, - кулаками била по клавишам и топала ногами, когда понадобилась её игра.

В "Бесах" Лямшин в целях конспирации также играет на фортепиано, а когда ему надоела скучная роль, "начал барабанить вальс, зря и чуть не кулаками стуча по клавишам".

Марлена

Федор Михайлович он такой..
У него везде- то нравственные преступления, то уголовные..
Он любил саму философию преступления, переживания, стенания, вину, или не вину, раскаяние..
И весь спектр человеческих эмоций, переживаний до, во время и после..

RI_hist

(с)Знание-Сила N5 за 2022год 

Марианна Сорвина
Трагическое предчувствие


 Когда Федор Михайлович Достоевский учился в Главном инженерном училище, его отец трагически погиб, по предположениям — крепостные крестьяне имения Даровое 6 июня 1839 года убили его в поле за жестокое с ними обращение. Убийц не искали. Заботу о семье взяли на себя родственники семьи Куманины, которые и раньше помогали деньгами и хлопотами. Опекуном осиротевшей молодежи стал П.А. Карепин. Сестру Варю, горячо любимую и Федором, и Михаилом Достоевскими, он взял замуж. Федора этот поступок возмутил: он полагал, что сестре тяжело живется в браке с человеком старше ее (Карепин был старше жены на 26 лет) и, к тому же, скупым и сварливым. Именно такой образ надворного советника рисовался в его воображении. Отсюда и появление такого персонажа, как Лужин, и определение зажиточных чиновников, берущих в жены девушек-бесприданниц, — «крысиные воротники». Варвара даже пыталась смирить гнев брата, заверяла, что муж ее хороший человек. Но Федор не верил, считая, что сестра просто жалеет его и не говорит всей правды. В Раскольникове ведь его, Достоевского, злость клокочет, когда сестра Дуня ради нищего брата вынужденно собирается отдать себя на заклание противному скаредному стряпчему. Таким неимущим чиновником, как Раскольников, был в молодости и сам Достоевский. Только он не убивал ростовщиц, а писал повести и романы.
  Мужа Варвары звали Петр Андреевич. Достоевский, видимо, поэтому не любил имя Петр и давал его худшим своим героям. Петром был главарь бандитов Верховенский в «Бесах», двуличный либерал Миусов в «Братьях Карамазовых», а Лужин стал Петром в квадрате: Петром Петровичем. Образ Карепина прослеживается и в Лужине, за которого должна выйти Дуня Раскольникова, и в тиране Быкове, за которого выдают Вареньку Доброселову в «Бедных людях».
  Но вот что интересно: предчувствие чего-то дурного не обмануло писателя. Только он не того боялся, чего следовало бояться. И не в том персонаже он изобразил зловещее пророчество: дело было не в Лужине, а в Алене Ивановне, старухе-процентщице. Потому что не от мужа к Варваре Михайловне пришло зло, а от накопленного богатства.

Вещий сон

Через 27 лет после публикации «Преступления и наказания» и через 12 лет после смерти писателя в Москве случилась беда. В Первом Знаменском переулке на верхнем этаже собственного дома жила семидесятилетняя вдова надворного советника Петра Карепина. Женщина была очень тихой и боязливой, дверь никому не открывала. Варвара Карепина приоткрывала дверь на цепочку, если приходилось с кем-то разговаривать. Прислуги она тоже не держала, опасаясь, что та станет ее обкрадывать.
  Дочь Федора Михайловича и племянница Варвары Михайловны, Любовь Федоровна Достоевская впоследствии так о ней отзывалась: «Но, конечно, самой несчастной была моя тетка Варвара. Она вышла замуж за довольно богатого человека, оставившего ей после смерти несколько доходных домов в Москве. Эти дома приносили ей хороший доход, ее дети были хорошо устроены и не испытывали ни в чем недостатка. Cледовательно, она могла бы обеспечить себе все необходимые в ее возрасте удобства. Но, к сожалению, бедная женщина страдала отвратительной, безусловно патологической скупостью. С отчаянием развязывала она шнурки своего кошелька; малейшие расходы делали ее несчастной. В конце концов она рассчитала прислугу, чтобы не платить ей. Она никогда не отапливала свою квартиру и всю зиму проводила в шубе; она не готовила, дважды в неделю покупала она немного хлеба и молока».
  С Карепиным Варвара прожила 10 лет — с 1840 по 1850 год. Дети ее выросли, и три раза в неделю вдова навещала свою дочь, жившую в районе Пресни, причем сидела у нее до ночи. Вы скажете: бедная дочь, ее, наверное, тяготили эти долгие посиделки. Ничуть! Потому что мать содержала всю ее семью.
  Приближались новогодние праздники 1893 года. Варвару Михайловну напугал приснившийся сон. Она увидела себя голой по пояс с ужасно раздувшимся и почерневшим телом, как у покойницы. Тогда она решила, что скоро ее убьют. Что это было? Семейная способность Достоевских предвидеть будущее?
  Через три дня Варвара Михайловна шла по бульвару, когда какой-то человек обогнал ее и вырвал сумку с ключами от дома и шестью рублями. В тот же день она рассказала дочери свой сон. Жить ей оставалось менее трех недель.

Богатство

   «Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость», — так описывал Достоевский ростовщицу Алену Ивановну.
  У Варвары Михайловны были процентные бумаги стоимостью 12 тысяч рублей и пять доходных домов. Любовь Достоевская вспоминала: «Во всей округе много говорили об этой необъяснимой скупости. Уверяли, что у моей тетки Варвары много денег и, подобно всем скупцам, она хранит их у себя». Об этом же говорилось в статье «Жертва скупости», опубликованной 22 января 1893 года в газете «Московский листок» (№ 22). А кроме того сообщалось, что дело будет расследовать известный прокурорский следователь «по важнейшим делам» Николай Сахаров.
  Андрей Михайлович Достоевский, брат писателя и Варвары, в своих воспоминаниях вечно боролся с негативными сведениями об их семье. В частности, он утверждал, что их отец был добрейшей души человек, который никогда не срывался на домашних и не утеснял крестьян. О Федоре он писал, что никакой эпилепсии у его брата-писателя никогда не было. Теперь Андрей тоже пытался опровергнуть утверждение, будто его сестра осталась богатой вдовой. В 28-м номере «Московского листка» он писал, что «В. М. Карепина, урожденная Достоевская, выйдя замуж в очень молодых годах, осталась вдовою 28 лет от роду, с тремя детьми и почти без средств к жизни. Покойный муж ее, хотя и занимал очень выгодное место правителя канцелярии московского военного генерал-губернатора (при князе Голицыне) и был уважаем в Москве, но после смерти не оставил вдове своей ничего, кроме ничтожной пенсии (чуть ли не менее 200 рублей в год). Дом же, в котором ныне так трагически кончила жизнь свою г-жа Карепина, был ее приданым».
  Но в это верится с трудом. Даже если этот дом был ее приданым, то откуда взялись четыре других дома? Без средств к существованию и с тремя детьми столько домов не наживешь. Имея столько недвижимости, Карепина ежемесячно получала от жильцов квартирную плату. Одну часть денег и ценных бумаг она держала в сундуке, а другую — в тумбе письменного стола.

Злодеи

  Общаться с людьми ей все же приходилось: например, регистрировать жильцов в полиции, взять дворника для уборки двора. Этот 19-летний дворник многим не нравился, но у Варвары Михайловны он вызывал только насмешку: очевидно, она не очень опасалась людей такого юного возраста, а Ваньку Архипова и вовсе считала простофилей. Почему? Да просто потому, что он все время что то жует, как корова. Но иная простота хуже  воровства, а в тихом омуте черти водятся. Водились эти черти и в голове Архипова. Никаких идей по поводу «тварей дрожащих», никаких сравнений себя с Наполеоном. Просто хотелось много денег, и сразу. Но злодейства в нем все же было немного, религиозность давала себя знать. Однако в таком юном возрасте Ваня Архипов нуждался в сообразительном и циничном покровителе, и такой вскоре отыскался — из его земляков Владимирского уезда. С Федором Илларионовичем Юргиным Иван Архипов часто общался: они были дальними родственниками и родились в одной деревне. Причем, из них двоих простофиля Ванька был куда лучше устроен — имел работу дворника и выполнял обязанности ключника и швейцара в доме. А Юргин вообще выглядел оборванцем, жил на Грачевке в какой-то ночлежке и шатался на Рождественском бульваре среди отбросов общества. Разумеется, у Юргина никаких иных мыслей не было, как только добыть денег и зажить, как буржуи живут.
  Однажды в трактире дворник Ваня сказал Юргину, что у его хозяйки теперь имеется 30 тысяч рублей: она один из своих домов продала. Возможно, Ваня это просто так сболтнул. Но у Юргина сразу родился план. Вся эта сцена настолько напоминает виденное в трактире Раскольниковым, что кажется, будто Достоевский вставил ее в роман «Преступление и наказание», узнав о случившемся. И только потом вспоминаешь, что не мог он узнать: его давно уже не было в живых. Нельзя даже сказать, что он это предвидел. Его творческая интуиция предвидела.
  Юргин сразу спросил, носит ли старуха деньги с собой. Впоследствии именно он вырвал сумку у Карепиной, то ли рассчитывая поживиться деньгами, то ли ради ключей. 20 января 1893 года Юргин заявился к Архипову пьяный и сообщил, что намерен убить старуху. Чувствительный дворник испугался и стал просить не делать этого: дескать, он обознался — ничего старуха не продавала, и денег нет. А Юргин ответил, что это и неважно, просто старухи — существа хитрые, всегда прячут что-то на черный день, причем столько, что на половину Москвы хватит.
  Поскольку Архипов дрожал от ужаса, Юргин придумал для него несложный план действий: Иван только предупредит старуху о своем уходе, а остальное — забота не его. И вообще — на что ей деньги? Долго она не проживет, а им, людям молодым, энергичным, такие  богатства хорошую службу сослужат. Что ж теперь — молодым и сильным парням лапу сосать, а всякие старики будут жить на широкую ногу? Несправедливо как-то.
  «Барыня, я ушел!» — крикнул Архипов, как учили, и вышел в прихожую. Карепина отправилась закрыть за ним дверь, и тут ворвался Юргин. Архипов зашел в кухню и увидел, как его товарищ душит старуху. Варвара Михайловна пыталась вырваться и жалобно смотрела на Ивана. Он заплакал от ужаса. А Юргин уже довершил свое черное дело и вскрывал сундук. Собрав все деньги и ценные бумаги, Юргин приказал Ивану перенести труп в комнату, но у того дрожали руки, и зуб на зуб не попадал. Убийце пришлось самому тащить тело в комнату. Он принес бутылку керосина и стал поливать им тело и стол. Архипову он велел поджечь все, чтобы не оставлять следов. Полиция подумает, что пожар случился по неосторожности.
  После ухода сообщника отчаявшийся дворник решил зарезаться. «Это конец, — думал Иван. — Мне конец». Не найдя ножа, он хотел поджечь и себя тоже, чтобы сгореть в этом адском пламени. Но пироманией он не страдал, а поджигать себя боялся. Наутро он решился: поджег на столе керосин и улегся в кухне, дожидаясь, когда его охватит адское пламя. Но в результате он только наглотался дыма, закашлялся и выскочил из квартиры. Спустившись на первый этаж, он попросил актрису Большого театра посмотреть вместе с ним, что с Варварой Михайловной, до которой он не может достучаться. Было 21 января 1893 года, семь часов утра.

Уголовное дело

  Поднявшись на верхний этаж, актриса и дворник обнаружили выходящий из-под двери дым. Актриса послала Ивана за полицией, но только встреченный городовой согласился пойти с ним. Квартиру вскрывали с помощью топора. В комнатах стоял дым. Городовой выбил оконное стекло шашкой. Возле письменного стола лежал труп с обгоревшей верхней частью. Все было как во сне Карепиной, которая видела себя с раздутым и почерневшим телом. На письменном столе нашли лампу и банку с керосином. По первому впечатлению — женщина хотела заправить лампу, но у нее закружилась голова, лампа оказалась опрокинута, и все случайно загорелось. Единственный вопрос, занимавший полицию: обычно загорается подол платья, тогда почему сгорела верхняя часть тела? Но кто будет разбираться в таких тонкостях, да еще после праздников. Решили, что это неосторожное обращение с огнем.
  Лишь с одним обстоятельством ничего нельзя было поделать — деньги и бумаги пропали, а вместе с ними — дорогие золотые часы и деньги, присланные сыном из Варшавы. И полицейские агенты решили оставить Архипова на подозрении.

Проницательный Козьма

  Соседский дворник Козьма оказался человеком неравнодушным и обладающим большим энтузиазмом. Сейчас это назвали бы «гражданской позицией» или «социально активной позицией». Сей Козьма не только годился в сыщики, но и не чужд был религиозного мистицизма. Сегодня это может показаться смешным, но в то время Козьма рассудил правильно: по народному поверью, убийца не может вытерпеть богослужения по своей жертве — его мутит, его одолевают бесы и прочее. Козьма решил проследить за Ванькой Архиповым в церкви, когда будут отпевать Варвару Михайловну. Дважды за время панихиды Архипов поспешно уходил из церкви, а в момент прощания отскочил от гроба как ошпаренный.
«Ага! — подумал Козьма. — Вот где собака зарыта. Попался, голубчик!» Конечно, для полиции такие конспирологические доводы Козьмы едва ли могли служить доказательством, однако и сыск не дремал: интересовали его в первую очередь пропавшие деньги — кто начнет их тратить.

Незадачливые убийцы

   Иван, разумеется, начал первый. Такому 19-летнему простофиле было не удержаться. Раскольников оказался все-таки умнее — за камнем спрятал. А Ивана потянуло в пивную. Потом захотелось кожаные сапоги. И подружку завести захотелось, перед ней шикануть.
   Более хитрый Юргин тоже начал жить не по средствам: купил пальто на лисьем меху, опойковые сапоги с калошами, каракулевую шапку, повесил на грудь большую золотую цепь с часами. У Юргина в любовницах была девушка легкого поведения Анютка, родом из остзейских крестьянок. Ее Юргин делил с молодым православным евреем Сашей Бейлиным. От этой парочки — Саши и Анютки — много ценных сведений получал Сашин крестный — тайный агент полиции. Этот агент просил Сашу сигналить, если кто-то начнет сорить процентными бумагами. И Саша сразу увидел у Юргина эти бумаги. Он поступил по-умному: не выказал любопытства, но обо всем расспросил Анютку. Она тут же похвасталась, что Юргин всегда платил ей двойную таксу — 10 рублей, а теперь и вовсе позвал ее на вояж за границу, а потом обещал купить дом и обустроить богатую жизнь. Она видела у воздыхателя 25 тысяч рублей.
— Знаешь, Нютка, ты губу-то не раскатывай, — сказал ей Саша, которого несколько задела алчность подружки. — Такие, как твой Федор Илларионович, больше обещают, чем дают.
  Юргина арестовали ночью — с 31 января на 1 февраля. При обыске нашли вещи и ценные бумаги Карепиной. Юргин сознался во всем. Обоим убийцам Московский Окружной суд дал по справедливости: Юргину — бессрочную каторгу, Архипову — 20 лет каторги.

***

   Вот так витиеватая история Федора Михайловича Достоевского о помутившемся рассудком юноше, возомнившем себя «право имеющим», плавно перетекла в простейшую историю глуповатого дворника и агрессивного бандита, ограбивших его собственную сестру. Если взглянуть на это дело, становится понятно, что криминальные случаи в реальности намного проще, чем написано в романах: нет в них ни изощренного психологизма, ни высокой идеи. Одни лишь деньги.
   И все же Достоевский даже в своей изощренной фантазии — с «право имеющими» и  "наполеонами" — оказался прав, что подтверждают эта и ранее рассказанные истории.

Demetrius

Цитата: Марлена от 17.09.2022, 21:49Федор Михайлович он такой..
У него везде- то нравственные преступления, то уголовные..
Он любил саму философию преступления, переживания, стенания, вину, или не вину, раскаяние..
И весь спектр человеческих эмоций, переживаний до, во время и после..
Считается, что работа следователя в "Преступлении и наказании" показана крайне искаженно.
Не так должно было расследоваться совершенное Раскольниковым убийство.
Министерство Пространства и Времени

nvryz701


azazella177 06

Цитата: Demetrius от 06.07.2023, 21:21Считается, что работа следователя в "Преступлении и наказании" показана крайне искаженно.
Не так должно было расследоваться совершенное Раскольниковым убийство.
Наверное никто с тем не спорит )
 Но и  само пресупление Раскольникова, как его преподал  Достоевский через Раскольникова, тоже  не классика криминалистики )
Каков преступник таков и Поририй  Петрович   +) 

Demetrius

Министерство Пространства и Времени