Манси

Автор Alina, 28.02.2021, 22:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alina

Манси
(из статьи на финно-угорском портале - http://finno-ugry.ru/finnougricworld/mansi)

Самоназвание — мяньчи, маньсь, маньси — происходит от той же древней формы, что и самоназвание венгров мадьяр. Старое руское название вогул происходит от названия реки Вогулки — левого притока Оби. Данный этноним начинает употребляться в русских документах с XIV века прежде всего по отношению к манси, которые жили на западных склонах Урала, в верхнем течении Печоры и на востоке Верхнего Прикамья и постоянно тревожили своими набегами русских и коми на Верхней Каме и Вычегде — вплоть до Великого Устюга.

На протяжении XIV-XVI веков земли Перми Великой в Верхнем Прикамье (см. раздел о коми) и по Вычегде вплоть до Устюга Великого подвергались систематическим набегам мансийских князей из-за Урала. Центром и основной базой этих походов было Пелымское княжество (на реке Пелым). Целью мансийских князей были не только обогащение за счёт грабежа, но и сопротивление нарастающему русскому давлению, защита своих единоплеменников, живших на западной стороне Урала, от христианизации и подчинения Москве. При этом нередко союзниками манси выступали и русские вятчане: так, они участвовали в походе пелымского князя Асыки на Усть-Вымь в 1455 году, когда был убит епископ пермский Питирим, пытавшийся активизировать работу по обращению вогулов в христианство. В 1483 году специально посланное Иваном III войско прошло огнём и мечом по землям пелымских манси, по Тавде, Иртышу и вниз по Оби, где столкнулось уже не с вогулами, а с югрой. С этого времени начинается постепенное подчинение Москве и обложение ясаком (пушной податью) зауральских манси. Однако пелымские князья ещё долго оставались непокорёнными — в 1535 году они вновь напали на Чердынь, а в 1572–1573 годах пелымский князь Бехбелей вёл настоящую войну с владетелями Верхнего Прикамья Строгановыми, осаждал Чердынь, городки по Чусовой, Сылве, Верхней Каме, но был разбит и умер в плену. Затем вогулы участвовали в походах на Чусовую войск сибирского хана Маметкула. Даже после прохода по мансийским землям Ермака в 1580 году пелымский князь с вогулами и остяками предпринял последнюю отчаянную попытку сопротивления в 1581 году, осадил городки по Чусовой и Сылве, но был разбит, пленён и вынужден принести присягу на верность московскому царю. Мансийские (и хантыйские) земли за Уралом, таким образом, оказались в составе Российского государства, что было окончательно закреплено в 1587 году основанием Тобольска, а в 1592 — городков Пелыма, Берёзова и Сургута. С прекращением войн постепенно теряет свою власть и уходит (отчасти, вероятно, была и физически истреблена) военная племенная верхушка — память о «богатырском» времени остаётся лишь в фольклоре.

Русскими документами и летописями манси (вогулы) в XVI веке зафиксированы как на западных склонах Уральских гор (по рр.Чусовой, Тагилу, Нейве, Вишере, на верхней Печоре), так и в Зауралье (бассейны Лозьвы, Сосьвы, Конды), — все эти группы, очевидно, принадлежали к западным манси, в XIX веке жившим по Пелыму, средней и нижней Лозьве. ВXVII веке территория документированного обитания манси расширяется: в неё входят верховья р. Уфы, бассейны Сылвы, Пелыма (западные манси), а также — Тавды и Туры (южные манси). В целом центр расселения манси в XVI-XVII веках находился западнее и южнее, чем к началу XX века, более того — можно предположить, что район расселения основной сегодня группы манси — северной (рр. Северная Сосьва, Ляпин, низовья Оби) был заселён ими в течение XVII-XIX вв.: ранние русские документы называют жителей этих мест остяками (об этом этнониме см. раздел о хантах) или (раньше) югрой (см. выше), на особо тесные связи северных манси с хантами указывают и данные этнографии и языка. На востоке, на р. Конде манси фиксируются уже в XVI веке, хотя некоторые обстоятельства позволяют предполагать, что и здесь изначально обитали ханты, сохранившиеся и доныне в низовьях Конды. В XVII-XVIII веках безусловно имело место переселение на Конду значительных групп манси с запада, ассимилировавших местных аборигенов, в ходе чего формировалась группа восточных (кондинских) манси.

Одновременно сокращались ареалы западных манси на западных склонах Урала, на Пелыме, нижней и средней Лозьве и южных манси на Туре и Тавде (последние окончательно обрусели к середине XX века). Таким образом, в течение XVII-XIX веков под давлением русской колонизации происходил отток мансийского населения с запада и с юга на север (р. Сев. Сосьва) и на восток (р. Конда). Северная и восточная группы манси становятся, таким образом, уже к XIX веку преобладающими в численном отношении. При этом у северных манси примерно с XVIII века развивается оленеводство, заимствованное у ненцев и носившее в основном транспортный характер. В основном же манси сохраняют традиционное охотничье и (в особенности — на Оби, Северной Сосьве) рыболовческое хозяйство и связанный с ним образ жизни, требующий сезонных переселений с постоянных мест обитания во временные (промысловые) поселения. С конца XVIII — первой половины XIX века рыболовство — с распространением совершенных больших сетей русского производства — приобретает товарный характер, равно как и пушной промысел, кроме того, пушниной платится ясак.

Христианизация манси была проведена в XVIII веке, и, хотя носила формальный характер, некоторое влияние на духовную культуру народа всё-таки оказала. Во всяком случае, уровень восприятия и внедрения в традиционную культуру христианских элементов был у манси несколько выше, чем у хантов или ненцев.

Окончательная ликвидация сохранявшегося первоначально самоуправления манси, как и других народов Севера, связана с реформами первой четверти XIX века, прежде всего — с принятием в 1822 году устава «Обуправлении инородцев», поставившего местную племенную верхушку под прямой контроль русских чиновников. Общая численость манси в конце XIX века была ок. 7 тыс. человек.

В 1930 году был создан Остяко-Вогульский (с 1940 года — Ханты-Мансийский) национальный округ, в границах которого проживала большая часть манси. Сильные различия мансийских диалектов сделали невозможным создание единого литературного языка — ни в эпоху первых миссионерских попыток, предпринимавшихся только в конце XIX века, ни в 30-е годы XX века, когда была создана письменность для двух диалектов — северного и восточного (кондинского) (южный к этому времени практически исчез, а численность говорящих на западном была невелика). Это обстоятельство вкупе с преобразованими советского времени, в первую очередь — коллективизацией, особенно больно ударившей по достаточно хрупкой традиционной хозяйственной системе таёжников-манси, внедрением обязательного обучения детей в школах-интернатах в отрыве от родной культурной и языковой среды и катастрофическим развитием нефте- и газодобычи в Западной Сибири, приводящим к уничтожению традиционной среды обитания аборигенов (cм. также ниже раздел о хантах), привело к ускорению ассимиляции южных, западных и восточных групп манси — восточные (кондинские) манси в некоторой мере сохраняют сегодня свой язык, но говорить о реальном сохранении и возрождении мансийского языка и культуры можно говорить лишь применительно к северным манси. Несмотря на рост общей численности манси, фиксируемый переписями (в 1959 году в Советском Союзе жило 6,4 тыс. манси, в 1979 — 7,6 тыс.чел., в 1989 — 8,5 тыс.чел.), следует констатировать, что процесс ассимиляции принимает угрожающий характер: из 8279 манси России в 1989 г. родным признали мансийский язык лишь 3037 человек.

http://russia.rin.ru/guides/4695.html
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

#1
Собрание ссылок на статьи и книги по истории мансийского народа, его обычаях и традициях.

Гемуев И.Н.
Народ манси: воплощение мифа
dereksiz.org/narod-mansi-voploshenie-mifa.html

Александр Стесин
Опубликовано в журнале Октябрь, номер 1, 2008
https://magazines.gorky.media/october/2008/1/lesnye-lyudi.html

О Х мансийской экспедиции Команды "Искателей приключений":
http://adventurteam.ru/content/view/361/

Сергей Бородулин
Речь у нас пойдет в основном о манси
http://www.prpc.ru/pr_grnt/mansi.shtml

Соколова З. П.
Ханты и манси: взгляд из XXI в.
http://iea-ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=306

Павел Бахарев, Олеся Лоскутова "Таёжный кордон манси"
https://zen.yandex.ru/media/uralstalker/taejnyi-kordon-mansi-5e69d63263398c21149680f0

Марина Ярдаева
Манси. Исчезающий этнос.
http://www.turfront.ru/pub-59

Сергей Аверкин
Манси: вытесненные за Урал и на север
http://www.urbibl.ru/Stat/Sovremenniki/vitesnennie_mansi.htm

Алексей Карцев, Алексей Казанцев     
Покинутый мир чердынских манси
https://ok.ru/turistromantik/topic/68047941154224

Илья Абрамов - "Легенды Осени"
Главы 1-3: http://ilya-abramov-84.livejournal.com/8191.html
Глава 4: http://ilya-abramov-84.livejournal.com/8528.html
Глава 5: http://ilya-abramov-84.livejournal.com/8914.html

Н.Сорокин "Путешествие к вогулам" Казань,1873
https://yadi.sk/d/QyIFczM436Hao

Инфантьев П.П. Путешествие в страну вогулов. 1910 год
http://dlib.rsl.ru/01003768207

Харузин Н.Н. Медвежья присяга и тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов. 1899 год
http://dlib.rsl.ru/01003690490

М. А. Заплатин.
Хранит тайга языческие тайны
http://otorten.ru/zaplatin.html

П.Н. Бахарев и С.И. Михалевич.
Манси на Урале
http://otorten.ru/index.html

Илья Абрамов.
Священный Зверь Скончался
Цикл "Жизнь и Смерь Манси". Третья часть
http://otorten.ru/sacred-bear-is-dead.html

Алексей Карцев
Священные места манси
http://uraloved.ru/obo-vsem/svyashennie-mesta-mansi

В.Алексеев  "Из записок геолога"  рассказ "Тюменская буза".
http://www.rgo-sib.ru/book/geo/111.htm

Сборник 1937 года
"Народы северного Урала"
http://www.okrlib.ru/ebook/2012-0029.pdf

О мансийских собаках и не только: http://handf.mirtesen.ru/blog/43594456181/Tyiritap-poyot-o-layke/?pad=1&announce=1&utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0

А В. Слепухин, Н. Ю. Бердюгина, М.Ю. Демина
Этнографические экспедиции на Северном Урале
http://elib.uraic.ru/bitstream/123456789/1043/3/chupin_2008_22.pdf

Архипова Н.П., Ястребов Е.В
КАК БЫЛИ ОТКРЫТЫ УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ
С берегов Дуная на север Уральских гор.
http://urbibl.ru/Knigi/kak-otkriti-uralskie-gori/41.htm

Богордаева А.А., Федоров Р. Ю.
САМОХОДЫ И ВОГУЛЫ СЕВЕРНОГО УРАЛА (по материалам полевых исследований в Таборинском районе Свердловской области в 2002-2003 гг.)
http://cyberleninka.ru/article/n/samohody-i-voguly-severnogo-urala-po-materialam-polevyh-issledovaniy-v-taborinskom-rayone-sverdlovskoy-oblasti-v-2002-2003-gg

Почему древние жители Урала отмечали «Новый год» раз в семь лет? - http://www.kp.ru/daily/26327.2/3209303/

Е.Г. Федорова
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У СЕВЕРНЫХ МАНСИ:
О РОЛИ ЖРЕЦА, ШАМАНА, «ЗНАЮЩЕГО»
http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-202-9/978-5-88431-202-9_09.pdf
КАТЕГОРИИ РИТУАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
У СЕВЕРНЫХ МАНСИ
http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-195-4/978-5-88431-195-4_16.pdf

Полдень. ХХI век. Недалеко от перевала Дятлова - https://ural.aif.ru/society/polden_hhi_vek_pod_ivdelem

Уголок детства - Суеватпауль...
http://ivdelgazeta.ru/news/media/2020/8/5/ugolok-detstva-suevatpaul/


Несколько книг, которых нет в сети:
1. Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки. Перевод с немецкого и публикация д-ра наук Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. – 179 с.
2. Ист. ХМАО, 2000 - История ХМАО с древности до наших дней. Учебник для старших классов. Екатеринбург. НПМП «Волот». 2000. – 467 с.
3. Карйалайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т. I. Перевод с немецкого и публикация д-ра истор. наук Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. – 151 с.
4. Хайду П. Уральские языки и народы. – М.: Прогресс, 1985. - 432 с.
5.  Соколова З.П. Мои путешествия к хантам. // Культурологические исследования в Сибири №1. Омск 2001. – С. 165-208
6. Югория, 2000 - Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Т.2. Х-Мансийск, 2000, 431 с.
7. Мальцев, Виктор Александрович.
Дневники экспедиций
Пермь : [б. и.], 2016. - 163, [15] с. : ил., портр., факс.; 21 см.; ISBN 978-5-9908422-3-6 : 300 экз.
Науки о Земле -- Региональный раздел наук о Земле -- Российская Федерация -- Урал -- Советские и русские дореволюционные экспедиции и путешествия
FB 2 17-77/153
FB 2 17-77/365
Пелих Г. И. Шелаб - крылатый дьявол // Вопросы этнокультурной истории народов Западной Сибири. Томск.: Изд-во Томского ун-та. 1992. С. 77-91.
Никто не смог помочь
Источник: http://www.deputatandreev.ru/main.php?id=753


Фотоматериалы:
остяко-вогульск.рф
https://ivdel.moy.su/photo/3-0-189
http://urbibl.ru/Stat/Goroda_sela/lesnie_novoseli.htm
https://vk.com/wall-52809940_346100

Живопись:
Художник Н.Д.Фомин "Обские угры"
https://my.mail.ru/mail/lara-ali/photo/1842

Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

Библиография работ по языку и культуре манси:
Баландин А. Н. Изучение обско-угорских языков в советский период //Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 167. Л., 1960, с. 47 — 70.
Баландин А. Н. Мансийско-хантыйские соответствия сложноподчиненным предложениям русского языка // В помощь учителю школ Крайнего Севера. Вып. 6. Л., 1955, с. 111 — 121.
Баландин А. Н. О происхождении самоназвания маньси // Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 132. Л., 1957, с. 65—68.
Баландин А. Н. Основные правила произношения и правописания ман­сийского языка. Л., 1959.
Баландин А. Н. Русские элементы в обско-угорских языках.// Опыт ра­боты школ Крайнего Севера. Вып. 1. Л., 1949, с. 73—93.
Баландин А. Н. Самоучитель мансийского языка. Л., 1960.
Баландин А. Н. Язык маньсийской сказки. Л., 1939.
Баландин А. Н., Вахрушева М. П. Мансийский язык: Учеб. пособие для пед. уч-щ. Л., 1958.
Баландин А. Н., Вахрушева М. П. Мансийско-1эусский словарь. Л., 1958.
Баландина М. П. Многозначные слова в лексике мансийского языка // Лексико-грамматические исследования языков народов Севера СССР. Л., 1980, с. 56—66.
Баландина М. П. О некоторых явлениях грамматикализации лексических элементов в обско-угорских языках в связи с именами действия.// XXII Герценовские чтения: Филол. науки. Лингвистика. Л., 1969, с. 212—213.
Баландина М. П. Падежная система существительного в языках обских уг­ров// XXV Герценовские чтения: Филол. науки. Лингвистика. Л., 1972, с. 161 — 163.
Баландина М. П. Словоизменение существительных в обско-угорских языках // XXIII Герценовские чтения: Филол. науки. Лингвистика. Л., 1970, с, 177 — 179.
Баландина М. П. Сложные слова мансийского языка.// Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 353. Л., 1967, с. 108—207.
Баландина М. П. Формирование сложных слов мансийского языка на базе соматической лексики (на материале кондинского диалекта): Автореф. канд. дис. Л., 1965.
Вавра К. Семантический анализ терминов родства угорских языков //Сов. финно-угроведение, т. 2, 1966, № 3, с. 217 — 226.
Васильев В. И. Проблемы происхождения орудий запорного рыболовства обских угров.//Тр. Ин-та этнографии. Т. 78: Сибирский этнографический сборник. Вып. 4. М., 1962, с. 137 — 152.
Вахрушева М. П. Сложные слова мансийского языка.// В помощь учи­телю школ Севера. Вып. 13. М.; Л., 1965, с. 71 — 79.
Вахрушева М. П. Тюркские элементы в языке южных манси.//Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А.'И. Герцена. Т. 167. Л., 1960, с. 85—94.
Вуоно Г. П. О некоторых звуковых вариантах мансийских топонимов //Учен. зап. Томского пед. ин-та. Т. 22. Томск, 1965, с. 154—161.
Вуоно Г. П. Семантическая характеристика топонимов мансийского происхож­дения.// Учен. зап. Томского пед. ин-та. Т. 21, вып. 1. Томск, 1964, с. 103 — 113.
Герасимова Д. В. Лексика, связанная с охотничьим и рыбным промыслом, в мансийском языке: Автореф. канд. дис. Л., 1988.
Герасимова Д. В. Названия, связанные с охотничьим промыслом, в мансий­ском языке.— XXVIII Герценовские чтения: Филол. науки. Лингвистика. Л., 1975, с. 131 — 136.
Герасимова Д. В. О названиях промысловых животных в мансийском языке.// Лексико-грамматические исследования языков народов Севера СССР. Л., 1980, с. 71 — 78.
Герасимова Д. В. Табуистические наименования медведя в мансийском языке.// Вопросы лексики и грамматики языков народов Крайнего Севера. Л., 1983, с. 29 — 31.
Емельянов А. И. К вопросам мансийской грамматики.// Сов. Север, 1939, № 4.
Иванов С. В. Материалы орнамента к проблеме культурно-исторических связей хантов и манси.// Сов. этнография, 1952, № 3, с. 85—99.
Картина А. И. Именное словообразование в мансийском языке: Автореф. канд. дис. Л., 1955.
Картина А. И. Словосложение имен в мансийском языке — В сб.: Просвещение на советском Крайнем Севере. Вып. 8. Л., 1958, с. 280—295.
Картина А. И. Суффиксальное словообразование имен в современном ман­сийском языке.//Тр. Марийского НИИ яз., лит. и ист. Вып. 13. Йошкар-Ола, 1960, с. 79—99.
Кочнев В. В. О кличках собак в мансийском языке.// Вопросы оно­мастики. Вып. 7. Свердловск, 1974, с. 98—100.
Кузакова Е. А. Имя прилагательное южно-мансийского диалекта.//: В помощь учителю школ Крайнего Севера. Вып. 10. Л., 1962, с. 72—87.
Кузакова Е. А. Причастия в языке восточных манси.//Сов. финно-угроведение, т. 24, 1988, № 1, с. 40 — 42.
Кузакова Е. А. Система гласных в языке восточных манси.// Сов. финно­угроведение, т. 17, 1981, № 1, с. 42—48.
Кузакова Е. А. Служебные части речи южно-мансийского диалекта.// Просвещение на советском Крайнем Севере. Вып. 8. Л., 1958, с. 307—318.
Кузакова Е. А. Топонимия восточных манси.// Сов. финно-угроведение, т. 15, 1979, № 2, с. 84—88.
Кузакова Е. А. Южно-мансийский (кондинский) диалект (в сопоставлении с северомансийским диалектом): Автореф. канд. дис. Л., 1963.
Куприянова 3. Н., Ромбандеева Е. И. Мансийская лирическая песня.// Учен, зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 101. Л., 1956, с. 50—62.
Майтинская К. Е. Угорские языки // Советское языкознание за 50 лет. М., 1967, с. 231 — 233.
Новикова Н. И. Традиционно-бытовые праздники манси: Автореф. канд. дис. М., 1986.
Основы финно-угорского языкознания: Вопросы происхождения и развития финно-угорских языков. М., 1974.
Основы финно-угорского языкознания: Марийский, пермские и угорские языки. М., 1976.
Прокофьев Г. Н. Этногония народностей Обь-Енисейского бассейна // Сов. этнография, 1940, № 3, с. 67—76.
Прокофьева Е. Д. Ханты и манси.// Народы Сибири. М., 1956, с. 570—608.
Ромбандеева Е. И. Вопросы совершенствования алфавита, графики и орфографии мансийского языка.— В сб.: Просвещение на Крайнем Севере. Вып. 22. Л., 1985, с. 3—8.
Ромбандеева Е. И. Каузативные глаголы в мансийском языке: Автореф. канд. дис. Л., 1964.
Ромбандеева Е. И. Каузативные формы мансийского глагола.— Учен. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 167. Л., 1960, с. 71—83.
Ромбандеева Е. И. К вопросу о долгих и кратких гласных фонемах в ^-ман­сийском языке.— Сов. финно-угроведение, т. 8, 1972, № 4, с. 277—281.
Ромбандеева Е. И. К вопросу о противопоставлении определенности и неопре­деленности в мансийском языке.— Сов. финно-угроведение, т. 2, 1966, № 4, с. 273—278.
Ромбандеева Е. И. К вопросу об усовершенствовании алфавита, графики и орфографии мансийского языка.// Опыт усовершенствования алфавитов и орфографий языков народов СССР. М., 1982, с. 80—85.
Ромбандеева Е. И. Мансийский (вогульский) язык: Фонетика и морфология. М., 1973.
Ромбандеева Е. И. Мансийский язык // Языки народов СССР. Т. 3. М., 1966, с. 50—64.
Ромбандеева Е. И. Русско-мансийский словарь. Л., 1954.
Ромбандеева Е. И. Синтаксис мансийского (вогульского) языка. М., 1979.
Ромбандеева Е. И. Сложные слова в мансийском языке // Вопросы финно-угроведения. Вып. 6. Саранск, 1976, с. 166 —171.
Ромбандеева Е. И. Фонетические особенности в диалектах северных манси. // Вопросы финно-угорского языкознания. М.; Л., 1964,, с. 51 — 58.
Ромбандеева Е. И., Кузакова Е. А. Словарь мансийско-русский и русско-мансийский. Л., 1983.
Сайнахова А. И. Местоименные частицы в мансийском языке.//Сов. финно­угроведение, т. 1, 1965, № 4, с. 273—279.
Сайнахова А. И. Несерийные послелоги в мансийском языке // Вопросы языка и литературы. Вып: 2, ч. 1. Новосибирск, 1968, с. 171—185.
Сайнахова А. И. Простые серийные послелоги мансийского языка // Проблемы лингвистического анализа. М., 1966, с. 30—42.
Сайнахова А. И. Служебные слова в мансийском языке: Автореф. канд. дис. М., 1966.
Соколова 3. П. К происхождению современных манси // Сов. этнография, 1979, № 6, с. 46—58.
Соколова 3. П. Обско-угорское жилище и его история: Автореф. канд. дис. М., 1957.
Соколова 3. П. Проблемы этногенеза обских угров и селькупов. // Этногенез народов Севера. М., 1982, с. 8—47.
Тамбовцев Ю. А. Сочетания фонем в мансийском языке.// Теорети­ческие вопросы фонетики и грамматики языков народов СССР. Вып. 1. Новосибирск, 1979, с. 30—39.
Федорова Е. Г. Одежда манси XIX—XX вв.//: Этнокультурные явления в Западной Сибири.'Томск, 1978, с. 196—207.
Федорова Е. Г. Современная материальная культура сосьвинско-ляпинских манси: Автореф. канд. дис. Л., 1986.
Федорова Е. Г. Элементы нового и традиционного в современной материальной культуре манси.//: Полевые исследования Института этнографии 1978. М., 1980, с. 73—79.
Чернецов В. Н. Источники по этнографии Западной Сибири. Томск, 1987.
Чернецов В. Н. Мансийский (вогульский) язык // Языки и письменность народов Севера. Вып. 1. М.; Л., 1937, с. 163—192.
Чернецов В. Н. Представления о душе у обских угров // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959, с. 114—156.
Чернецов В. Н. Термины средств передвижения в мансийском языке // Памяти В. Г. Богораза. М.; Л., 1937, с. 349—365.
Чернецов В. Н., Чернецова И. Я. Краткий мансийско-русский словарь. М.; Л., 1936

Составил доктор филологических наук А.А. Бурыкин
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

Видео:

Фильм о манси (приключения иностранцев на Северном Урале)

Часть 1

Часть 2
Часть 3
Часть 4

Документальный фильм Д.Дальского "Очерк о манси" (1945 год)


Мария Юдина (из рода хантов)


Весна в Трестколье


Аннотация Malecon
Цитировать"У подножья гор Северного Урала притулилась маленькая мансийская деревушка Тресколье. Здесь до сих пор нет электричества, связи, транспортных дорог.
Весной, когда лёд на реке Лозьве начинает таять, деревня почти на два месяца остаётся без связи с внешним миром. Александра Васильевна Анямова - старейшина рода, живущего здесь, и ей решать остаться ли на нажитом месте либо по предложению властей переехать в благоустроенный посёлок.
Премьера фильма состоялась в феврале 2009 года в Германии (Халле и Мюнхен), также в рамках проекта «Большое чтение» в апреле 2009 года в Сургуте. В сентябре-октябре 2009 года фильм был показан в Порвоо и Хельсинки (Финляндия). В марте 2010 -- на кинофестивале визуальных культур в Тарту (Эстония).
В апреле 2010 года фильм был представлен на авторских встречах в Чехии (Прага, Чешские Будеёвицы).
В феврале 2011 года фильм стал победителем Всемирных Дельфийских игр в Берлине, получив Международную Художественную премию в области кино.
В декабре 2011 года состоялся показ фильма в Национальной французской библиотеке имени Ф. Миттерана (Париж)".

Ритуал "Осеннего ветра"


Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

Выпуск программы Кирилла Набутова "Один день. Новая версия" - "Шаман и охотник"

http://www.lentatv.ru/11982
Аннотация: Петр   Куриков  каждое утро колет дрова, ходит к проруби за водой и проверяет ловушки для рыбы. Обычное дело для всех таежных манси, живущих в сотнях километров от цивилизации. Но Петр — не обычный манси. Он последний  шаман  в роду  Куриковых . И уже 30 лет он абсолютно слеп.
Сегодня у него на стойбище большой праздник в честь медведя, убитого месяц назад племянником Сашей. Этот зверь перед смертью успел порвать Саше руку и ногу. Охотник чудом выжил, но ходить не может до сих пор. И теперь главный вопрос для семьи  Куриковых  — кто будет кормить семью? На праздник незрячий шаман с племянником ждут в гости родных и близких. Но они не знают, сможет ли хоть кто-нибудь приехать...
Жизнь самого глухого мансийского таежного стойбища — в очередном выпуске программы «Один день. Новая версия».
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

Юрий Беликов.
КОГДА УМИРАЮТ ОЛЕНИ,
ТОГДА УХОДИТ И ПОСЛЕДНИЙ НА ВИШЕРЕ ШАМАН

газета "На смену!" Вторник 21 августа 2007 г.
   
Он был самым старым мансюком: ему исполнилось шестьдесят семь. До такого возраста обычно манси доживают редко – дотянул до сорока пяти и ушел к «верхним людям». Однажды, когда ему показали музейную книгу с фотографиями его предков и сверстников, он начал делать в воздухе зарубки:

— Этот умер, этот погиб, эта утонула...

С годами он, видимо, все больше и больше стал ощущать себя Последним. Последним шаманом Вишерского края. К тому же он почти полностью оглох и ослеп – на охоту выходил с биноклем.
   
Встав среди летней ночи, Николай Бахтияров мысленно попрощался с поредевшим оленьим стадом и на ощупь ушел в лес. Недели через две его обнаружили висящим на дереве. Это он сделал сам.

Чум Бахтиярова обозначен на всех топографических картах Северного Урала. Пространство, которое издревле принадлежало его роду, насчитывает три тысячи километров. Далее — территория Онямовых, Самбиндаловых. Протяженность тех мест колоссальная, но чтобы перечислить мансийские семейства, увы, хватит уже пятерни.

Без всяких натяжек Бахтиярова можно было назвать главным шаманом Северного Урала, потому что на традиционных «медвежьих праздниках» остальные волхвы тундры распрягали свои оленьи упряжки именно возле его чума. Простые мансюки, тем паче любопытствующие русские, не говоря уже о женщинах, на эти действа не допускались. Конечно, у Бахтиярова был бубен, но никто из чужаков его с тем бубном не видел. Никола, как именовали шамана геологи, знал и про легендарную Золотую бабу, однако молчал...

Мне удалось встретиться с одним из немногих, кому, пусть хоть одним глазком, довелось увидеть бахтияровское камланье. Игорь Попов, ныне тоже покойный глава Вишерского заповедника, в свое время часто бывал на севере в геологических партиях.

— У Бахтиярова, — повествовал он, — среди скал в верховьях реки Лозьвы была потайная расщелина, где Никола хранил аммониты и каменную лягушку. Аммониты – красивые мезозойские ракушки, завитые спиралью и с золотистой поверхностью. Взятки духам «верхнего мира». А каменную лягушку, действительно похожую на натуральную, Бахтияров где-то подобрал и завернул в бесчисленное количество платочков. Это был тоже дар идолам – чтобы охота и рыбалка ладились, олени плодились. А идолов у Николы было два – старый Илюша и молодой Андрюша.

Срубленному из лиственницы Илюше стукнуло уже лет двести. Держался он на подпорках. А Андрюше исполнилось всего пять лет. Пять лет он должен был стоять возле Илюши и перенимать у того многолетний опыт. Илюша в давние-давние времена тоже нес пятилетнюю вахту рядом с другим идолом.

— Я как-то спросил Бахтиярова, — продолжал Попов, — «Что боги-то твои насчет погоды говорят?» Он ответил: «Илюша совсем старый стал, погоду неправильно предсказывает. А Андрюша – еще молодой. Иди, Попов, дождя не будет!»

Мансийские женщины обязаны были обходить деревянных идолов и священные скалы на почтительном расстоянии. Попов вспоминал эпизод, как мансюки плыли по реке, и задолго до приближения каменных береговых уступов жена Николая Бахтиярова вышла из лодки, чтобы пешком обогнуть запретные для ее глаз виды.

Это табу странным образом компенсировалось запретом для мансийских мужчин. Даже при 50-градусном морозе оленевод не должен входить в чум, чтобы помочь своей рожающей подруге. А еще здесь, в тундре, у мужчин и женщин – разные охотничьи делянки и рыбацкие угодья. По крайней мере, так было испокон веков.

Профессиональный таежный походник, а ныне директор Вишерского заповедника Павел Бахарев, который и поведал мне о страшной кончине здешнего шамана, застал знаменитого Николу и его четверых сыновей в ту пору, когда на все три тысячи верст их владений у этих мансюков уже не было женщин. Жили они не в чуме, а в некоем охотничьем балаганчике, представлявшем из себя пять венцов тонких бревен, придавленных крышей. Теснотища, грязь. Неподалеку от балаганчика высилась такая гора бутылок из-под водки, что дерзнувший ее примять трактор забуксовал и подавленно заглох на стеклянном холме.

Манси спились. Точнее будет сказать: мансюков споили. Вина геологов здесь, несомненно, есть, но она не столь тотальна. Они не тащили сюда водку ящиками. Как известно, Северный Урал – это не только мшистые пастбища оленей, но и беспрекословная вотчина управления лагерей. Грузные начальники этой колючей системы справедливого возмездия поживились на мансийских становьях вдосталь. Предположим, отдал манси за бутылку две шкурки соболей. Выпил. За другую бутылку он отдает уже пять шкурок. Дальше – по возрастающей. Русского может остановить цирроз печени. У мансюков, говорят, нет в организме каких-то защитно-останавливающих ферментов.

Да, шаман Бахтияров родимую потреблял. Но водку обычно, если она есть, продолжают пить, от нее не вешаются. Тем более, как рассказывали люди сведущие, за последнее время Никола пытался покончить с собой не единожды. Давили годы? Однако в свои шестьдесят Бахтияров (метр с кепкой на пеньке, по словам очевидцев) еще мог догнать и заарканить оленя. Глухота и слепота? Но манси все туговаты на ухо, поскольку живут выше границы леса, где сплошные ветра, стучащие в барабанных перепонках.

Поводырями шаману служили два верных пса. Один, как и он, слепой, но с острым слухом, другой – молодой и глазастый. Глазастый лаял, завидев добычу, слепой, услышав, тянул Николу в нужную точку тундры.

Нет, была, скорее всего, какая-то причина тому, чтобы свести счеты с жизнью. В 64-м году, когда Попов познакомился с Бахтияровым, в его стаде насчитывалось до тысячи оленей. До тысячи! Но однажды шаман сказал, что нынче в его стаде – не более тридцати голов. Никола выдал такую арифметику: чтобы прокормить семью в десять—двенадцать человек, в оленьем стаде должно быть не менее ста голов.

Оленей валил мор. Манси называют эту болезнь «копыткой». Есть версия, что виною тому стронций-90, который накапливался во мхах. Были на Северном Урале ядерные испытания – от этого уже не открестишься. Попов замерял мшистые болота тундры – приборы зашкаливало. Рано или поздно должно было зашкалить и душу главного шамана. В отличие от своих падких на спиртное сыновей, которые, похоже, потеряли чутье оленеводов и охотников, Бахтияров оставался, хоть и слепым, но внутренне зорким хранителем древнего очага. Он видел, что деревянного двухсотлетнего Илюшу уже не спасают подпорки, а на Андрюшу надежды мало.

При советской власти в поселке Полуночном Свердловской области был создан интернат, где жили и обучались грамоте мансийские дети. С ними тянули интернатскую лямку и дети поселенцев. В чем заключалась разница между ними? Отпрыски зэков дрались. Дети манси боролись. Они не могли ударить человека кулаком. Кто поборол, тот и победил. Однако размывающей мозги зэковской философии они поднабирались. И все-таки в те времена в мансийские стойбища приезжали врачи с рентгеновскими установками, худо-бедно, но оленеводов и охотников лечили, с ними заключали твердые и выгодные договоры. А сейчас?

— У нас государство бросило их! —чуть не выкрикнул мне со слезами на глазах Игорь Попов. — В Америке у индейцев вожди сохранились!

А в России покончил с собой последний шаман Вишерской земли. Когда умирают олени, шаманы разделяют их судьбу.

Вы не можете просматривать это вложение.

Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?

Alina

Опубликовано Malecon с разрешения автора.

Григорьев Г.К. Из путевых блокнотов 1961 года

"ОХОТА НА ВОЛКОВ"
Куриков Василий Васильевич из Няксимволя. В горах в партии рабочим. Зимой охотничает.
Кирилл Васильевич Самбиндалов охотник обнаружил следы волков. В 20 км от Няксимволя в верховьях р.Лопси. Около 60 волков прошло.
Они шли с гор с Урала, спустились в лес, в тайгу. Поискали там добычу лосей, ничего не нашли и ушли в горы. 4 волка осталось.
Ставили капканы на волков и попал свой олень в капкан. Когда волки ночью шли стаей, они выли.
После перехода стаи волков 6 волков задавили лося и дикого оленя. Оленя засыпали снегом, рядом лось, который был еще теплый. Но их
спугнули и они не стали есть. Санбиндалов обнаружил и мясо домой привез. Волки ушли в горы.
Он позвал В.Курикова. Все собрались и поехали. Самбиндалов Семен Васильевич и Кирилл Васильевич и Василий Васильевич, которому нарты
оленей дали и поехали на волков. У Курикова 16 одностволок?
70 км ехали около гор. Это в марте 1960г. Ехали два дня. Приехали в палатки на р.Лопсе., отдохнули день. Всю ночь не спали, оленей
караулили. Наутро обед взяли и на лыжах пошли на р.Елдынью искать волков. Собак не было. Один след попался и он до гор поднялся.
В 2 часа дня вернулся с гор коротко по сибирской дороге.
Они вернулись в палатку, а ВВ поехал дальше по дороге искать волков. Попали скоро следы волков на Елдынью спустились.
Куриков напрямую по профилю вышел на реку и обнаружил 4 следа. Время 6 часов вечера.
Куриков спустился вдоль реки, дал 5 поворотов реки и спугнул волков. Стали выскакивать 1-2-3-4 волка. Куриков успел последнего
выстрелить: ранил в правую ногу. Он побежал по реке по следу. Раненый кинулся в лес, снег глубокий, он обратно на речку, рвался по
реке. Они ушли на 7-8 км, ушли вперед. Свернули на другую реку Арбынья. Выбежали на болото. Они могли провалиться.
Куриков догнал волка на озере (800м книзу). Снега не было. Одни бросились в лес. В лесу он отбежал 200м. Он маленький круг дал и в
озеро хотел. Снег глубокий. Он полз в снегу. На охотника ни разу не взглянул. На 5м подошел к выступу болота, упал, откинув голову вперед.
Других надо догонять. За другим на озеро вернулся. Через озеро вернулся в лес, из сил выбился. ВВ устал идти за волком 3км, за дерево
зацепился, минут 5 отдыхал, но идти не мог. Весь мокрый, хоть выжимай. Под вечер мороз ударил. Корягу сухую нашел и она спасла.
Коряга смолистая, огонь развел, уснул. Есть было нечего. С собой не было, думал быстро вернуться.
Проснулся темно. Посмотрел медведицу и пошел к палатке и в 2 часа дошел. Покушал суп и легли спать. Хорошо отдохнул. В 10 часов
встал и опять нашел следы. ВВ подался за ним. Волки дали петлю  и вышли в свой след. Куриков вернулся.  Пошел напрямую с Елдыньи и Маньи.
Дал 15км. 3 волка пошли вверх и раненый с ними.
Они шли 2 дня в верховья реки в болота. Они легли в снег и лакали кровь. Они ничего не ели.
На убитом волке, которого ободрал Самбиндалов было на 2 пальца сала, полное нутро.
На болоте растут одни березы. Они там были и никуда не ходили. Потом через 2 дня они нашли 3 лосей. Они лосей выгнали к реке и там за
рекой обгрызли и давят. Волки лают как собаки.
Нашел, где лосей гонял, нашел свежий след. Они увидели и все 3 в разные стороны. За одним пошел. След в речку. Волк ушел в лес по
лосиной тропе. Куриков дал 3 выстрела, пуля в сердце. Пошел догонять другого. До вечера шел и не догнал. Ничего не видать.
Два сухих дерева на друг дружку положил, между ними костер и спиной к костру переспал. На утро рано встал, за 3 км ходил, ходил.
Волки по оленьей дороге по речке пошли. Куриков между скал на берег спустился. Волк заметил, на скалу забрался. В лес по ручейку.
Там 8км полез. Куриков бросил рюкзак, пробежал 15км от реки в лес, в болото. Снег глубокий. Он полз метров 150.
Выстрел на 10м."
Иллюзии это то, чего нет. Уже или еще?